new-site

Что смотреть
дома вечером: Сериал
«Утопия»

Опыты на людях, наемные убийцы, 
мир во всем мире и неизданный комикс, который 
поможет в этом разобраться,
в триллере Utopia

 

статус

Выходил на Channel 4 в январе и феврале этого года (информации о продолжении пока нет)

продолжительность

1 сезон, 6 серий по 50 минут

время на просмотр

2 вечера (в вечере 3 часа, округляем в большую сторону)

 

«Где Джессика Хайд?» — спрашивает усталым голосом мужчина в скособоченной куртке у продавца в магазине комиксов, пока его франтовато одетый коллега аккуратно бьет одного посетителя железной трубой по затылку, а другого усыпляет газом из баллона. Кроме Джессики Хайд незваных визитеров живо интересует рукопись второго тома комикса «Эксперимент “Утопия”», но про женщину никто в магазине не слышал, а рукопись уже купили. Раз больше ничего от гиков не добьешься, франт ломает газовую трубу, его скособоченный напарник под тонкое шипение газа добивает спрятавшегося под прилавком посетителя, и вымершая лавка Doomsday Comics растворяется в ядовито-желтой заставке — Utopia.

У графического романа «Эксперимент “Утопия”» есть небольшой, но самоотверженный фан-клуб, не знающий друг друга в лицо, но с готовностью отзывающийся на предложение развиртуализоваться. Повод для личной встречи более чем достойный: один из них добыл второй том, про который никто раньше даже не слышал. За неопределенными никами открываются девушка Бекки (хочет защитить кандидатскую по комиксу, но не дают), мающийся на нелюбимой работе Иэн (28 лет, живет с мамой, айтишник), деятельный параноик Уилсон (обладатель своего бомбоубежища) и одиннадцатилетний Грант, за которым присмотреть толком некому, потому что мама пьет. Доставший комикс Биджан на встречу попасть не сможет — за ним придут те двое с вопросом про Джессику Хайд и, не узнав, где же она, сбросят с балкона. Убийцы, однако, не заметят пробравшего в квартиру Биджана Гранта, который успеет припрятать комикс в свой рюкзак и сбежать.

u01 copy u03u02u05

utopia_sidebar1Сайт сериала содержит спойлеры до пятой серии и предлагает посетителю решить судьбу человечества, да побыстрее — а в ответ показывает новости из будущего

С первой же серии невзрачная жизнь фанатов «Утопии» сменяется непрекращающимся погружением в бездны параноидального триллера — в оголтелый ремикс на всё подряд, от Пинчона до Гибсона и от Кафки до Ле Карре. Едва выбравшись из бункера Уилсона после перешедшего в пьянку знакомства, похмельные герои попадают в полицию по ложному обвинению, к самому Уилсону приходят целеустремленные люди с набором для пыток в желтой сумке, следователю по делу об убийстве Биджана втыкают в горло отвертку — и всё ради того, чтобы заполучить пачку листов, изрисованных шизофреником. Попытки выяснить, почему тайные силы пришли в движение вокруг всеми забытой книжки, приведут героев в MI5, в офисы фармацевтических гигантов, к агентам ЦРУ под прикрытием и много знающим бомжам — а потом к пониманию того, насколько масштабны планы их преследователей и как они сами на их фоне беспомощны. Что, впрочем, не остановит героев в их не то бегстве, не то погоне за истиной.

Поиск правды со всеми его ложными ходами, тупиками, догадками и откровениями фактически оказывается главным героем «Утопии». Суетящиеся гики и флегматичные киллеры здесь не столько полноценные характеры, сколько детали механизма, с помощью которого зрителям рассказывают историю, охватывающую не одно десятилетие и большую часть земного шара. Все персонажи тут ценны настолько, насколько могут продвинуть вперед сюжет про спятившего гения, оставившего после себя криптографический роман, в котором смерть кащеева, — а кто всё сказал, того можно и прикончить, эффектно расплескав в кадре кровь.

u06u07u08u09u10u12u11u13u14u15u16

utopia_sidebar2Увалень с пистолетом, пачкой драже с изюмом и мефистофелевской хромотой посте-пенно становится самым занятным и подробно прописанным персонажем

Кровь в «Утопии» не то чтобы льют реками, но уж точно не стесняются показывать крупным планом — и какие это планы. Сериалу можно предъявлять претензии по поводу сюжетных дыр и недописанных героев (хотя и то и другое тут вполне уместно и работает на общую историю), но с точки зрения формы это один из самых проработанных сериалов, не подкопаешься. Триллер флюоресцентных цветов снят геометрически выверенными ракурсами и состоит из огромных, отчужденно просторных кадров — как будто оператор оставил место для пузырей с диалогами. Персонажей окружает холодный воздух, и в воздухе то и дело повисает звенящая тишина, в которой особенно ясно слышны скрип кожаной куртки убийцы, шелест страниц и свист газа из припасенного в желтой сумке баллона. А потом тишину сменяет тревожно игрушечная музыка — как будто Coil позвали работать на «Союзмультфильм». Из всех эти деталей собирается завораживающий мир, который заодно с идущими по следу героев убийцами — потому что люди, кажется, ему не так уж и нужны.

Если исходить из того, что разгадка в хорошем триллере должна быть безумнее загадки, то «Утопия», может быть, и не самый удачный триллер в истории. Разгадка его тайн подкупает размахом и холодной (хотя и небесспорной, заметим в скобках) логикой тайных правителей мира, но все-таки немного разочаровывает — как любое приземленное объяснение того, в чем виделась величественная и абсурдная загадка. После такого головокружительного зачина, как в первой серии «Утопии», можно было ожидать по меньшей мере иллюминатов и врата Гипербореи, а вместо них пришли чиновники в скучных костюмах и унылые ряды коробок на складе. Впрочем, если задуматься, такой поворот только делает эту историю ближе к зрителю — и гораздо страшнее.