new-site

Что смотреть дома вечером:
Сериал «Ганнибал»

Психология серийных убийц,
травматический опыт эмпатии
и вопросы врачебной этики, а также
подозрительное меню доктора Лектера
в гастрономическом триллере Hannibal

 

статус

Выходит на NBC с апреля 2013 года, второй сезон выйдет в 2014 году

продолжительность

1 сезон, 13 серий по 45 минут

время на просмотр

4 вечера (в вечере 3 часа, округляем в большую сторону)

 

Доктор Лектер в «Ганнибале» демонстрирует нордическую сдержанность и либо вовсе не планирует карикатурно причмокивать и цыкать зубом, либо просто еще не выработал такой привычки: сериал одновременно и по-новому интерпретирует героев Томаса Харриса, и служит им предысторией — так что знаменитая маска и присвист могут быть еще впереди. Пока же Ганнибал Лектер респектабелен и учтив, и тем более зловеще выглядит. Создатели сериала могли буквально редуцировать его роль до «Кушать подано» — зрительские ожидания сделали бы за них всю остальную работу — однако вместо этого делают из героя центр сложной сюжетной схемы, где пересекаются расследования убийств, патологические отношения врача и пациента, двойные жизни и одна история потери рассудка.

Специальный агент ФБР Уилл Грэм, по собственному определению, ближе к синдрому Аспергера, чем к аутизму — что в сочетании с рядом других психических тонкостей делает из него одного из лучших специалистов в области психологии серийных убийц. Специфическая форма эмпатии дает ему возможность поставить себя на место маньяка и реконструировать его ход мысли, но в то же время постепенно расшатывает его и так не очень устойчивую психику — Уиллу начинает мерещиться всякое, он просыпается в холодном поту и пугается шорохов в дымоходе. Чтобы не потерять ценного сотрудника, начальник Уилла решает нанять ему психотерапевта — и не находит кандидатуры лучше, чем прославленный доктор и знатный кулинар Ганнибал Лектер.

davidtennant
Роль доктора Лектера мог получить Десятый Доктор Дэвид Теннант, но в конце концов она отошла Мадсу Миккельсену

Вместе со зрителями Ганнибал понимает, что подопечного правильнее всего будет обернуть в плед и напоить бульоном — настолько очевидно у бедолаги все в жизни не задалось — а Уилл пока еще не догадывается, что принимать от Ганнибала Лектера скоромную пищу может быть не самой светлой идеей. Уилл Грэм более чем скептически смотрит на психоанализ, а Ганнибал Лектер смотрит на Уилла с подозрительным прищуром, не то восхищаясь сложным анамнезом, не то вдруг увидев родственную душу, не то строя зловещие планы — или все это сразу. Трудно формулируемая эмоциональная динамика агента ФБР и его психотерапевта — в которой есть место власти и подчинению, погоне и расследованию, а также приятельским отношениям Фауста и Мефистофеля — и становится основным двигателем сюжета «Ганнибала».

Ну, вернее, эмоциональная динамика — и еженедельные кровавые убийства.

hannibal01 hannibal02 hannibal03 hannibal04 hannibal05 hannibal06 hannibal07 hannibal08 hannibal09 hannibal10 hannibal11 hannibal12 hannibal13 hannibal14 hannibal15 hannibal16 hannibal17 hannibal18 hannibal19 hannibal20 hannibal21 hannibal22 hannibal23 hannibal24 hannibal25 hannibal26 hannibal27 hannibal28 hannibal29 hannibal30 hannibal31 hannibal32 hannibal33 hannibal34 hannibal35

Как честно сообщают титры, сериал основан на персонажах «Красного дракона», что означает довольно-таки непринужденное обращение с событиями романа, да и сами персонажи пережили ряд изменений. Второстепенный доктор Алан Блум получил более серьезную роль и стал Аланой, похожая судьба постигла и репортера Фредди Лаундса — который теперь пронырливая девушка-блогер

На первых порах импозантный доктор всего лишь дает полезные советы, вместе с агентами ФБР лезет в головы убийц и всегда готов оказать помощь в личных и семейных проблемах. Со временем, однако, открывается, что Ганнибал так или иначе замешан во всех разворачивающихся событиях: от многосерийных арок до маньяков недели — но открывается это скорее зрителям, нежели остальным героям, которые продолжают прислушиваться к авторитетному мнению Лектера и с аппетитом ужинать у него дома. К столу, естественно, подается много мяса.

hardcandy
Режиссер пилотной серии Дэвид Слэйд снял в 2005 году триллер «Леденец», где одна Эллен Пейдж была страшнее всех маньяков в «Ганнибале»

Все герои сериала, сами того не подозревая, оказываются связаны через Ганнибала Лектера, центр притяжения здешней вселенной, приводящий в движение все остальные элементы, а также не устают отражаться друг в друге и инсценировать в разных вариациях одни и те же модели отношений. Пока Уилл Грэм прикармливает и приручает бродячих собак, Ганнибал Лектер прикармливает и приручает Уилла Грэма, а за ним самим присматривает его личный психоаналитик — которая, очевидно, знает о Ганнибале больше прочих. Сериал с любопытством разыгрывает парные сюжеты терапевта и пациента, знаменитого убийцы и подражателя, манипулятора и эмпата, отца и дочери, и все они двоятся и усиливают друг друга. У каждого здесь есть свой двойник, и только являющийся Уиллу в видениях олень ходит один-одинешенек — до тех пор, пока герою не придет пора понять, кто скрывается за этой фигурой его бессознательного.

hannibal36 hannibal37 hannibal38 hannibal39 hannibal40 hannibal41 hannibal42 hannibal43 hannibal44 hannibal45 hannibal46 hannibal47 hannibal48 hannibal49 hannibal50

Самая, кажется, ходовая мизансцена всего сериала: два героя симметрично сидят в модернистском интерьере, намекая вроде бы на равновесие, а на самом деле находясь в более сложных отношениях дисбаланса сил, контроля и подчинения — это у них просто мебель так расставлена

bryanfuller
Создатель сериала Брайан Фуллер запланировал
семь сезонов: предысторию, экранизацию романов Харриса
и послесловие к ним

Манера повествования в «Ганнибале» тоже носит несколько двойственный, чтобы не сказать биполярный характер. По большей части — кажется, той, что особенно нравится критикам — это разговорная драма, построенная на полутонах, герои которой преимущественно сидят на почтительном расстоянии друг от друга в декадентских декорациях и меланхолично обсуждают диссоциативные расстройства и механику переноса вины. Время от времени, однако, «Ганнибал» вспоминает, что, во-первых, он сериал о маньяках, во-вторых — что диапазон приемлемых для телевидения тем в последнее время расширился, и устраивает на экране гран-гиньоль по мотивам романов Томаса Харриса.

В каждом серийном убийце вселенной «Ганнибала», очевидно, живет художник, поэтому места преступлений здесь выглядят затейливыми многофигурными инсталляциями на тему «Бессознательное в массовой культуре», китчево избыточными сооружениями из многочисленных жертв маньяка. И даже если преступник не ставит перед собой сложных художественных и психоаналитических задач, он как минимум руководствуется неочевидным кодексом чести — потому что куда же серийному убийце без теоретико-методологической базы.

Сериал, возникающий в итоге из тихого монолога психотерапевта и залитых кровью гротескных скульптур, выглядит, конечно, противоречиво — но может быть, так и надо для триллера о неустойчивой психике. Проведя некоторое время за сдержанно тревожными беседами о травматическом опыте и утрате собственного «Я», «Ганнибал» вдруг переключается в прямо противоположный режим развеселого бесстыдного помешательства: убивает тромбонистов виолончелями, монтирует ссоры героев с разделкой отбивных, а уроки музыки с потрошением, шутит про вегетарианцев и вообще пускается во все тяжкие — и все это вдобавок под грохочущие на полную мощь куплеты Мефистофеля.

hannibal51 hannibal52 hannibal53 hannibal54 hannibal55 hannibal56 hannibal57 hannibal58 hannibal59 hannibal60 hannibal61 hannibal62 hannibal63 hannibal64 hannibal65

Тонкость намеков, прямо скажем, не самое сильное место этого сериала: тут все больше работают широкими мазками крови и заставляют героя буквально ходить по краю, когда он во сне выбирается на крышу — потому что метафора

Местами тонко нюансированный, местами — гомерически кровавый, «Ганнибал» к финалу отбрасывает наконец всю кровопролитную чепуху про смертоносные виолончели и сосредотачивается на магистральной линии — куда заведет Уилла Грэма лечение, прописанное Ганнибалом Лектером. У этих героев впереди еще немало, кхм, удивительных приключений, и первое из них кульминирует в заключительных сериях о границе между пациентом и подопытным, другом и жертвой, доверием и сомнением.

Использовав сначала психологические проблемы Уилла скорее как мутантскую сверхспособность или форму магии, чтобы быстрее разобраться с детективной частью сюжета и перейти в кабинет психоаналитика, со временем сериал начинает показывать и более серьезную — если не откровенно пугающую — сторону его расстройств. С первых же расследований зрителям намекают, что слишком близко подходящий к маньякам Уилл и сам может в какой-то момент перейти на темную сторону, — но, к счастью, вместо сравнительно очевидной истории становления убийцы сериал переключается на более интересный сюжет о потере героем себя и попытках вернуть свое «Я», когда все вокруг перестали верить в его существование.

Но это в следующем сезоне, пока же последнее слово осталось за Ганнибалом Лектером — в конце концов, в своем шоу он главный.