new-site

Что смотреть дома
вечером: Сериал «Стрела»

Супергерои, суперзлодеи, тайные общества
и ведерко мороженого в мыльной опере
про сурового миллиардера
в капюшоне Arrow

 

статус

Выходит на CW с 2012 года, второй сезон начнется в октябре 2013 года

продолжительность

1 сезон, 23 серии по 45 минут

время на просмотр

6 вечеров (в вечере 3 часа, округляем в большую сторону)

 

Пока DC Comics и Warner Bros. несколько панически спешат догнать и перегнать в области большого кино Marvel, перешедших во вторую фазу своего плана мирового господства, сериал по комиксам Arrow без лишней суеты успешно решает все стоящие перед кинорежиссерами задачи. Супергерой здесь мрачен и полон тяжких дум в соответствии с модой, ставка сделана на реализм, а не на цветные лосины, и в дело пущены наработки актуальных кинофраншиз. Требования отдела маркетинга не делать сериал только для оголтелых фанатов тоже учтены, причем разнообразными способами: от того, что семейная драма тут выступает на равных правах с мордобоем, до того, что герой систематически снимает рубашку, — хотя и приветов фандому тут предостаточно.

Оливер Куин — миллиардер, плейбой, филантроп, однако не гений, хотя и сообразительный малый — неожиданно возвращается в родной Старлинг-сити после пятилетнего отсутствия. Все эти годы его считали погибшим в кораблекрушении вместе с его отцом, однако на самом деле Оливер провел это время на уединенном острове, где из балованного наследника со внешностью модели Abercrombie & Fitch превратился в закаленного борца с несправедливостью — и теперь держитесь, злодеи Старлинг-сити, у Оливера есть лук, капюшон и расстрельный список.

Текущие задачи героя, впрочем, не ограничиваются вершением правосудия на общественных началах. Дома у него тоже неспокойно: мама в его отсутствие вышла замуж за финдиректора отцовской компании, сестренка подросла и норовит встать на скользкую дорожку ночных клубов и таблеток, а бывшая девушка встречается с лучшим другом — вроде бы не бывшим. Мойра Куин посматривает на сына с опаской и якшается с таинственным мужчиной со зловещим голосом, Лорел Лэнс при виде бывшего не то хочет ему врезать, не то броситься в объятия, а в кино теперь снимается какой-то Зак Галифианакис — Оливер явно многое пропустил, и во всем этом придется срочно разбираться, не забывая ночами гонять злодеев.

arrow01 arrow02 arrow03 arrow04 arrow05 arrow06 arrow07 arrow08 arrow09 arrow10 arrow11 arrow12 arrow13 arrow14 arrow15 arrow16 arrow17 arrow18 arrow19 arrow20 arrow21 arrow22 arrow23 arrow24 arrow25

Мифология DC Comics и сама по себе непроходимый путаный ужас, а создатели «Стрелы» вдобавок вольно ее трактуют, меняя персонажам имена, функции и сверхспособности. Оливер остался собой, а с остальными сложнее: Лорел Лэнс может, кажется, и не стать Черной Канарейкой, на место сайдкика Спиди претендуют двое, а девушка-гугл из IT-отдела носит имя второстепенного персонажа другой серии комиксов

Создатели «Стрелы» в курсе существования Кристофера Нолана и «Темного рыцаря», но от превращения в очередную экранизацию комикса, перепутавшую мрак и безжалостность с занудством и синим светофильтром, этот сериал спасает то, что они в курсе и других успешных проектов. Многочисленные флэшбэки о событиях на острове здесь сняты на ручную камеру по заветам Пола Гринграсса и «Борна», встречи Лорел впотьмах с загадочным опасным незнакомцем в капюшоне вызывают подозрительные ассоциации с «Сумерками», а основой всему этому служит проверенная временем многофигурная мелодрама — бесконечные диалоги восьмерками на средних и крупных планах в декорациях, недорого и рейтинги приносит. Однако главных отличий Оливера Куина от Брюса Уэйна два: экономика и мороженое.

legobatman
«Бэтмен против Супермена» пока только в планах, зато и Бэтмен, и Супермен, и даже Чудо-женщина есть в мультфильме про «Лего»

Впервые появившийся в комиксах 72 года назад Зеленая Стрела на первых порах был тем же Бэтменом, но с луком, однако со временем полевел и начал активно защищать социальное равенство и интересы всех граждан своего города. Представитель одного процента, состоятельной верхушки, Оливер Куин выступал на стороне девяноста девяти процентов — и хотя экономический смысл робингудовской раздачи денег богатых злодеев нуждающимся немного сомнителен, красота этого жеста перекочевала из комиксов в сериал. Брюсу Уэйну есть чему поучиться у Оливера Куина — инвестиции в образовательные программы и уличное освещение в опасных районах помогли бы Готэму больше, чем бэтмобиль и сведение счетов с Джокером.

Другим важным навыком сценаристов и режиссеров «Стрелы» оказывается умение очеловечивать ходячую сюжетную функцию в зеленом капюшоне, их главного героя, который согласно нынешним веяниям суров, немногословен и страдает. Оливер смотрит исподлобья, охотно демонстрирует шрамы и внутреннюю драму и легко мог бы превратиться в чугунный памятник самому себе, стань он чуть-чуть серьезнее. Однако вот вдруг выходит младшая сестра сурового мстителя и называет его Олли, вот герой сообщает, что больше всего на острове скучал по мороженому, а вот он и вовсе ставит елку — потому что даже суровым мстителям не чужды, оказывается, Рождество и рассованные по носкам подарки — и тает лед, и сердце тает. Замени Зак Снайдер в «Человеке из стали» хоть одну минуту проламывания стен криптонцами на Супермена, ставящего елку, сколько бы мы все выиграли.

arrow41 arrow42 arrow43 arrow44 arrow45 arrow46 arrow47 arrow48 arrow49 arrow50 arrow51 arrow52 arrow53 arrow54 arrow55 arrow56 arrow57 arrow58 arrow59 arrow60 arrow61 arrow62 arrow63 arrow64 arrow65 arrow66 arrow67 arrow68 arrow69 arrow70

Как это сейчас принято, опереточные злодеи в трико веселеньких расцветок в «Стреле» превратились в более приземленных девелоперов, киллеров и наркодилеров, одевающихся главным образом в черное — хотя нет-нет да и мелькнет в кадре резиновая маска или бионический красный глаз. Претендовать на реализм сериалу в любом случае странно — откуда ему взяться в гибриде двух самых далеких от реальности жанров, мыльной оперы и супергеройского комикса?

Супергерои, в особенности после пестрых телесериалов 60-х годов, дорвавшихся до цветной картинки, были прочно связаны с радостью и восхищением нелепым и чрезмерным — с насмешливой эстетикой кэмпа, для которого чем ярче и дурнее, тем лучше. Не желая больше стоять в одном цветастом ряду с «Евровидением» и фильмами Джона Уотерса, в последнее время борцы за справедливость в масках насупились и оделись в более мрачные цвета — но, как показывает опыт «Стрелы», не тут-то было. Если кэмпа убыло во внешней стороне комиксов, его непременно прибыло где-нибудь еще — в докрученном до абсурда драматизме, пышных страданиях героев и произносимых на полном серьезе фразах вроде «У Старлинг-сити появился ангел-хранитель!»

arrow26 arrow27 arrow28 arrow29 arrow30 arrow31 arrow32 arrow33 arrow34 arrow35 arrow36 arrow37 arrow38 arrow39 arrow40

Мыльная опера с поправкой на супергероев, конечно, приобретает порой несколько непривычные очертания: прочувствованные монологи, например, произносятся из стойки на руках или вверх тормашками, а романтическое свидание проходит в форме налета на логово наркодилеров

Кристоферу Нолану удалось два фильма поддерживать видимость того, что надевать резиновые уши отважно, а не смешно, но к третьей части сломался и он — а в «Стреле» вся развесистая клюква супергеройского жанра предъявлена крупным планом с первой серии, несмотря на приглушенные цвета и смурной тон. За нахмуренными бровями и сгустившимися по углам тенями здесь прячутся бесхитростные истории про то, как герой в очередной раз наподдал плохим дядькам, да как эффектно, с луком против автоматов.

Эти приключения взрослых людей в дурацких костюмах дают немало поводов для смеха, но ни единого — для злорадства. «Стрела», кажется, сообщает зрителям, что над комиксами можно смеяться, но это не мешает их искренне любить, так же как смехотворность идеи одеться в зеленое и вершить правосудие с помощью стрел и лука не отменяет заложенной в этом решении отваги. Да, как ни одевай благородных мстителей, все равно выходит немного цирк, но если снова над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем, вы нам только шепните — мы на помощь придем.