new-site

Советы
любителя электричества:
Большая видеоигра
Sublustrum

Безысходность™, вытесненные
детские травмы и шершавый индастриал
в алогичном логическом квесте
Sublustrum

 

разработчик

Phantomery Interactive

платформа

PC

жанр

Эстетский квест от первого лица

время игры

4–7 часов

сайт

Тут

демоверсия

Здесь

 

История начинается сразу же по запуску, еще до главного списка меню, кат-сценой про приезд писателя в гости к своему брату-ученому. Все это с разблюренными кадрами и под дикторский голос, читающий письмо: игрока тут же настраивают на поиски глубинного смысла. Только встреча, увы, не состоится: профессор умер, оставив обескураженному родственнику ключи от квартиры. Исследованию этой самой квартиры — а также бумаг, клочков, чертежей, барахлящей техники — и посвящена первая не часть даже, а глава игры.

Всего их пять: жилище исследователя со странной капсулой в большой комнате; Мерцающий мир с нелинейным временем и искривленным пространством, куда игрок попадает через эту самую капсулу; пустыня с заблудившимся трамваем; гротескная башня; сад то ли расходящихся тропок, то ли сходящихся воспоминаний. Эти локации-бусинки нанизаны на общую нитку полудетективных поисков — то есть того, что и стоит за словом quest — поисков смысла, разгадок и, в общем-то, брата. Тот вроде бы умер, но ведет за собой,  растирая между ладонями собственную память о детстве, отрочестве и юности и потому оставляя вместо хлебных крошек дневниковые страницы.

Надо сказать, что игровая фабула упакована в картинку и звук исключительного качества — к визуальному стилю, музыке, символам и отсылкам авторы отнеслись крайне внимательно. Интересные изобразительные решения: и нечастый в адвенчуре 3D-обзор от первого лица (правда, перемещение между локациями все равно дискретные), и имитация старой пленки с царапинами, отметинами и дефектами, и разные фильтры в каждой части. Сплошная киногения. Но и музыкальные решения не слабее: вот симфония из шорохов, помех и трансформаторного гудения, тут элегичный эмбиент со вскрикивающими клавишными в качестве саундтрека, а здесь оригинальные звуковые головоломки. Просто-таки рай для аудиала.

s2 s6 s5 s4 s3 s1

И все эти формальные изыски, конечно, выразительнее собственно сюжета, провисающего между колышками скриптовых видео. Все эти очаровательные фокусы и трюки, конечно, сильнее непосредственно драматургии, замутненной модернистским символизмом и затуманенной многозначительными экивоками.

Но все-таки за словом Sublustrum, этой латинообразной туманностью, придуманной разработчиками, спряталась игра того редкого типа, про который принято говорить «о-о-о, артхаус» (или «э-э-э, артхаус», или даже «бэ-э-э, артхаус» — в зависимости от вкусов говорящего). И в ней очень многое сделано для того, чтобы быть эстетской вещицей, штукой не для всех, этим самым «о-о-о, артхаус»: и эпиграф из Эренбурга, и сепия с ч/б, и анахроническая цитата из Ахматовой, и плавающая камера, и кивки в сторону психоанализа. В итоге, после прошивания всей этой мешанины квестовым геймплеем с небезынтересными пазлами и задачками, действительно получается странная игра. Немного даже интерактивная галлюцинация, напоминающая то пошатнувшуюся, поплывшую действительность Тарковского, то сомнамбулический реализм Валерия Вотрина, то вязкую, текучую музыку Massive Attack. 

130-screen_contacts5Изначально проект задумывался как интерактивная оболочка для нового альбома группы Anthesteria

А еще получается очень искристое и острое противоречие (или противопоставление, как посмотреть) между причинно-следственным, строгим, детерминированным жанром и неевклидовой, опиумной, потусторонней логикой повествования. Неудивительно, что под воздействием таких нарративообразующих сил более-менее (скорее менее, чем более) определенное здесь-и-сейчас размывается в топкое безвременье. И с каждой новой главой реальность происходящего все сильнее истончается, чтобы лопнуть воздушной, льдистой, монохромной концовкой в пятидесяти оттенках серого. Концовкой, замкнутой на начало, на самые первые фразы заставки-пролога.

Sublustrum — это мир(ы), где оптические аберрации сменяются хроматическими, подвальная печка запросто ведет в дольмен посреди пустыни, а из зданий растут механические цветы. Короче говоря, быть может, ты только спишь и видишь сон, разве что сновидение оказывается осознанным. Крупно повезло, надо сказать.