new-site

Советы любителя
электричества: Большая
видеоигра Bioshock
Infinite

Деконструкция жанра,
пыщ-пыщ-пыщ и другие умные
слова о Bioshock Infinite

 

разработчик

Irrational Games

платформа

PC, Xbox 360, PS 3, Mac

жанр

Интеллектуальный шутер от первого лица

время игры

9–15 часов

сайт

Тут

 

Если сделать вид, что вторая часть случилась в параллельной, а вовсе и не в нашей, реальности, то Bioshock и Bioshock Infinite при слабо пересекающихся сюжетах — смысловая, стилистическая и идеологическая дилогия. Только дилогия лукавая и зыбкая, потому что эти две видеоигры от одного отца внутри одной серии — зеркальные отражения, антитезы-двойняшки, инь и ян. 

В первой игре как было-то? …И сказал Кен Левин: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И назвал он твердь «город Восторг». И увидел он, что это хорошо. А потом, конечно, добавил Айн Рэнд, либертарианскую дистопию, Сестричек и Папочек. Ну, или сначала добавил Айн Рэнд, а потом надстроил все остальное.

А с Bioshock Infinite что? …И сказал Кен Левин: да будет твердь посреди неба, и да отделяет она небо от неба. И стало так. И назвал он твердь «город Колумбия». И увидел он, что это хорошо. А потом, конечно, начинаются приключения.

3Дебютный трейлер-эскиз, бесследно растворившийся в окончательном варианте игры

Игровой персонаж Букер ДеВитт, по-крупному задолжавший в карты, с помощью чудесатых разнополых близнецов-физиков, странного маяка и экзальтированного священника попадает в Колумбию. В летающий город, в рай земной, в американскую мечту во плоти. Солнце, воздух, вода. Цветы, фонтаны, полотнища по ветру. Начало XX века, песенные квартеты, памятник троице отцов-основателей с паломниками вокруг. Благодать.

Но, во-первых, надо выполнить задание — найти и привести на Землю Элизабет в уплату долга. Она, правда, практически местная святая, поэтому охраняют ее соответственно. А во-вторых (и, пожалуй, в-главных), ДеВитт — силой пророчества и пропаганды — оказывается местным лжемессией, а потому персоной нон грата. После такого поворота биографии приходится отбиваться от начавшейся охоты. В общем, хочешь жить — умей вертеться. А еще лучше — стрелять.

1Revenge 7 6 5 5-23 4 3Dentist 2Instantiation 8-18-10 

Тем временем город тоже становится все страньше и страньше. Сегрегация и расизм, как оказалось, цветут пышным цветом — вместе с неграми под раздачу попали и ирландцы с китайцами. Протестантская мораль по отношению к ним доведена до абсурда — be the bee, трудись 16 часов в день, отпуск не полагается. Все горожане называют остальной мир Содомом, предвкушая скорейшие ветхозаветные последствия. А часть населения к тому же клянет Линкольна и боготворит его убийцу. Не говоря уже о том, что в мемориальных залах разгуливает жуткий механический патриот с лицом Джорджа Вашингтона, задорными речевками и ружьем наперевес.

130-6Разбор сюжетных твистов на сайте американского Forbes (осторожно, спойлеры)

Вроде бы шутер, но больно умный какой-то. Ведь что такое шутер как жанр? Я не хочу ничего решать, я хочу пыщ-пыщ-пыщ! С пыщ-пыщ-пыщ дела обстоят вполне неплохо: выбор огнестрела как в супермаркете, телекинез и стаи воронья, аэротрассы, какой-никакой тактический элемент. Короче, сплошное «пошли молнию и рассей их, пусти стрелы… и смети их». А вот с не хочу ничего решать сложнее. Решать придется – сюжетное уравнение с константами и переменными, философскую задачу, упражнение по интерпретации. Подходящего же решебника нет. И шутер обрастает эпитетами — политико-экономический, экзистенциальный и даже богословский, — не прирастая ни к одному из них и прорастая интеллектуальным боевиком. С ударением на слове «интеллектуальный».

Но это все фон. И главзлодей Комсток, свихнувшийся на религиозно-патриотическом фундаментализме, — фон. И близнецы Лютесы, эти игровые Розенкранц и Гильденстерн, со своими лингвистическими парадоксами и целевой программой «физики шутят», — фон. И левые демагоги в лице рабоче-крестьянского Vox Populi, на деле оказавшиеся не лучше своих противников, — тоже фон. Все это фон, все это дым, все это рябь на воде.

Oct22-Screen02-Web BioshockInfinite_HandymanFeaturette_1280x720 BioshockInfinite_BoysOfSilenceFeaturette_Online bioshockinfinite_110606_01 89 14 11 9 9-22-10 

А в центре — протянувшаяся сквозь пространство и время общая судьба сорокалетнего Букера и девятнадцатилетней Элизабет. Он — гремучая смесь байронического страдальца с пистолетом (все-таки шутер), action hero (все-таки от первого лица) и подлинно трагического героя (все-таки интеллектуальный). Она, назначенная Агнцем, объявленная святой, воспитанная в одиночестве, из принцессы-в-башне мутирует то в деву-в-беде, то в тургеневскую барышню с мечтами о Париже и танцами, то в волшебного помощника, то обратно в царевну (во славу Проппа, не иначе). И их совместная история с пронзительным концом, одновременно счастливым и печальным, — про жизнь и про смерть, про боль и про милосердие, про жертву и про воскресение.

Начавшись обрядом крещения, Bioshock Infinite заканчивается квантовой физикой. Начавшись фразой из выдуманной книги, Bioshock Infinite заканчивается цитатой из Библии. Начавшись историей одного убийцы пополам с историей одного города, Bioshock Infinite заканчивается древнегреческим эпосом, циклическим мифом. Начавшись критикой ультраправой доктрины, фанатизма и насилия, Bioshock Infinite заканчивается одой гуманизму.

А вообще говоря, Bioshock Infinite начинается и заканчивается тем, как две души теряют, обретают и опять теряют друг друга, чтобы обрести снова — и ныне, и присно, и во веки веков.

Аминь.

  • http://www.facebook.com/elizaveta.shigvaleeva Elizaveta Shigvaleeva

    Мне кажется смотреть Биошок интересней, чем играть в него. С этим, видимо, согласна не я одна. Один товарищ даже слепил фильм из кат-сцен. Минимум пыщ-пыщ, максимум диалогов. Осторожней! Идет 3 часа!
    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=6iZZg2qiBos

  • http://www.facebook.com/lepskiy Victor Lepskiy

    Шикарная игра, сюжет заставляет мозг поработать. кванты это заебись

  • Diviatrix

    Полезный обзор, я как обычно ко всем шутанам отношусь как к “пыщ пыщ”, задумался.

  • Дарья Розина

    Прошла эту игру сразу же после ее выхода,и,черт возьми,не зря потратила свое время! Все в игре наполнено своим определенным смыслом,поэтому каждое действие будет рассказывать вам историю Колумбии,Букера и Элизабет. Только вот глава с убиением матери Элизабет достаточно нудна в плане геймплея- монотонное нажатие кнопки F,да и вовремя убегать за баррикады. Но это того стоит,поверьте) Теперь жду диэлсишку,думаю,она позволит узнать историю близнецов получше с: