new-site

Профориентация:
Семь профессий будущего

О том, как стать урбанистом и зачем
нужны медиаторы

Если судить по старому фильму с Киану Ривзом «Джонни-мнемоник», роману Мураками «Страна чудес без тормозов, или Конец света» или недавней социалистической антиутопии «Элизиум», получается, что в будущем самой востребованной профессией будет «человек-флешка» с важными данными в мозгу. Но реальность зачастую интереснее любой фантастики. «Вл3000» сделал обзор профессий, которые еще только входят в нашу жизнь, но уже готовы изменить ее до неузнаваемости.

 

nano 

Нанотехнолог

Кто это Нанотехнологии давно у всех на слуху. Неудивительно: ведь это одно из самых перспективных направлений в науке и технике. В какой-то степени нанотехнологи похожи на лесковского Левшу: тоже работают с мелкими деталями. Сама приставка «нано-» означает 10-9 степени, то есть нанометр меньше обычного метра в миллиард раз. Вместо подкованных насекомых специалисты предпочитают делать что-то более полезное. Например, «с нуля» собирать из молекул, как конструктор, новые материалы с определенными качествами или максимально эффективные лекарства. 

Перспективы Будущее прогресса за нанотехнологиями. Сегодня нет более точного и эффективного способа создать материю. Условно говоря, вместо готовых конструкций из стен и крыш, строители получили возможность использовать кирпичи и самим выбирать, как будет выглядеть будущий дом. Вариантов много: это уникальные материалы, электронные приборы с высокой скоростью передачи информации, сверхточные микроскопы, нанороботы, новейшие технологии в медицине. Список пополняется постоянно и будет делать это еще очень долго. Самое интересное, что нанотехнологии очень тесно переплетены с бизнесом, поэтому, даже занимаясь «чистой наукой», есть шансы получить со своих открытий хорошие дивиденды.

Где научиться Нанотехнологии — наука междисциплинарная. В первую очередь повелитель материи должен прекрасно знать химию и физику, а также разбираться в информатике и математике, если хочет заниматься электроникой, или в биологии, если его интересуют медицинские открытия. Вообще, как любая относительно новая отрасль, нанотехнологии дают большой простор для появления новых направлений развития.

 

Trends 

Трендвотчер

Кто это Как видно из названия, этот специалист «приглядывает» за трендами. Точнее, пытается понять, какими они будут завтра. По сути трендвотчер — аналитик, цель которого — спрогнозировать, какую музыку будут слушать потребители, где и чем перекусывать, какой фасон одежды носить. Такие данные нужны не только музыкальным телеканалам, ресторанным сетям и магазинам брендовой одежды. Хороший трендвотчер узнает о нужной аудитории все, потому что любой факт дает ему основу для прогноза. 

Перспективы В мире победившего потребления трендвотчеры нужны любой компании, продающей товары и услуги, независимо от ее размеров и направления деятельности. Ведь новые тренды сегодня внедряют не только и не столько крупные корпорации, сколько остроумные стартапы, начинающиеся практически с нуля. Особенно это актуально для интернета, где мода меняется каждый день, а удачная находка трендвотчера может принести огромные дивиденды. Правда, сетевая публика довольно непредсказуема, и угадать, какой новый Gangnam Style покорит ее завтра, очень сложно. Но тем и интересно. 

Где научиться Ближе всего к трендвотчингу из привычных профессий находится маркетинг. По сути, трендвотчеры и есть маркетологи, которые под давлением ситуации сформировались в отдельный класс. Еще хорошему «охотнику за трендами» не помешают рекламное или PR-образование и соответствующий опыт. Ну и конечно, широкий кругозор, знание психологии, умение анализировать большие объемы информации и профессиональная интуиция.

  

ur

Урбанист

Кто это С развитием цивилизации, непростой экологией и ростом населения появляется все больше вопросов, связанных с оптимальным функционированием городов. Их решением и занимаются урбанисты. Об этом задумывались еще древнегреческие философы, так что говорить об абсолютной новизне урбанистики нельзя. Однако в последнее время она включает в себя все больше аспектов: кроме чистой архитектуры, экономики и инженерии, сюда добавились экология, социология, психология, логистика и другие сферы деятельности. Вместе они решают одну задачу: создание максимально комфортного и безопасного места проживания для большого количества разных людей.

Перспективы Урбанистикой можно заниматься как в архитектурном бюро или в департаменте градостроительства, проектируя новые здания, парки и микрорайоны, так и в НИИ, чтобы изучать тенденции, выявлять закономерности и создавать теоретические проекты идеальных городов. Учитывая многогранность проблемы, урбанист может найти специализацию в разных направлениях: от сугубо технической до гуманитарной. В любом случае это всегда командная работа. 

Где научиться Несмотря на большое число направлений в урбанистике, существует основополагающая база знаний о городах, которая требуется любому специалисту в этой области. Ее можно получить, изучая историю архитектуры, экономику, географию и так далее. Существуют институты урбанистики в России и за рубежом, работают магистерские программы в различных университетах на факультетах архитектуры, экономики, экономической географии. Если к этому добавить второе образование, связанное с конкретным фактором городской жизни, получится оптимальный багаж знаний для проектировщика городов будущего.

 

180-mediation 

Медиатор

Кто это Официальным днем рождения медиации в России можно считать 1 января 2011 года, когда был принят закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Впервые же медиация стала официальным способом избежать судебных разбирательств еще в 1970-х годах в США. Как понятно из названия закона, речь идет о внесудебном разрешении споров, и занимается этим специально обученный человек. Зачастую конфликтующие стороны доводят дело до суда только потому, что не могут друг друга услышать — а медиатор им в этом помогает. Вопросы могут касаться чего угодно: от бизнеса до семейных споров.

Перспективы Судебные тяжбы всегда морально изматывают и требуют финансовых и временных затрат, даже если выйти из зала суда победителем. Все люди это понимают, но не все видят альтернативные варианты решения конфликта. Медиатор как раз и предлагает эти варианты. Официальный статус профессии придает ей вес в глазах клиентов наравне с юристами. К тому же если они соглашаются на медиацию (а это полностью добровольная процедура, в отличие от того же суда), значит, сами уже настроены найти компромисс. Поэтому чем больше людей будет узнавать о такой возможности, тем больше у медиаторов будет работы.

Где научиться По указанному выше закону, медиацией можно заниматься в возрасте от 25 лет. К тому же надо иметь высшее образование и пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Министерством образования. На Дальнем Востоке получить эту профессию негде. Другие варианты можно изучить на сайте Ресурсного центра медиации. Не лишними также окажутся знания юриспруденции, психологии и конфликтологии.

 

cloud 

Администратор облачных систем

Кто это Облачные системы — это новая технология, позволяющая хранить на удаленном сервере не только файлы, но и программное обеспечение устройства. Попросту говоря, любое устройство, подключенное к «облаку» с вашими данными, становится вашим рабочим компьютером — с коллекцией файлов, нужными вам программами и настроенной операционной системой. А администратор облачных систем — это тот специалист, который обеспечивает бесперебойный доступ к серверу и информационную безопасность.

Перспектива Если облачные системы будут развиваться и дальше (а все предпосылки для этого имеются), то в скором времени само понятие «персональный компьютер» исчезнет. Так можно будет назвать любой гаджет с доступом в интернет, оказавшийся под рукой. Для компаний локальные сети, основанные на «облаках», облегчают работу с большими базами данных, позволяя экономить на программном обеспечении, да и на самой технике тоже. Такие перспективы делают работу администратора облачных систем весьма привлекательной. Этому способствуют и хакеры, уже пишущие вирусы и трояны для заражения «облаков» — значит, безопасность и функционирование этих систем потребуют целой инфраструктуры.

Где научиться В первую очередь стоит получить образование системного администратора. Этой специальности уже вовсю учат в российских вузах. Правда, до специализаций дело пока не доходит, и будущим жителям серверных приходится на практике узнавать тонкости того или иного направления. С другой стороны, в интернете можно найти информацию практически по любому вопросу, связанному с администрированием, в том числе и облачным. Потому что главное здесь — опыт и практические навыки.

 

3d 

3D-моделист

Кто это Трехмерное моделирование существует относительно давно. Этим занимаются люди, досконально знакомые с компьютерной графикой, владеющие целым списком прикладных программ и технических навыков. Появление 3D-принтеров открыло перед ними новые горизонты в самых разных отраслях. Все возможности, которые дает воплощение компьютерных изображений в материи, пожалуй, не могут назвать даже те, кто их создает.

Перспективы Кажется, что сегодня 3D-принтеры используются везде. С их помощью разрабатывают архитектурные проекты, тестируют новые механизмы, штампуют детали сложных систем. Уже проводятся эксперименты по созданию сверхточных протезов и имплантатов. Компьютер позволяет создать на экране практически любую структуру, а применение все новых материалов и технологий в 3D-печати — воплотить ее в жизнь. Причем не только в виде трехмерного макета, но и готового продукта. 

Где научиться Несмотря на востребованность и большие перспективы, чаще всего 3D-моделированию в вузах учат в рамках спецпрограмм, не выделяя в отдельную специальность. Также существует множество отдельных курсов и даже бесплатных материалов, предлагающих освоить профессию самостоятельно. Между тем совсем не лишними будут познания в графическом дизайне, а также в тех отраслях, для которых вы планируете создавать 3D-модели.

 

Social Media Logotype Background

Специалист по социальным сетям

Кто это Мы намеренно выбрали такую расплывчатую формулировку, потому что социальные сети — живая среда, новые возможности в которой открываются каждый день. Человек, который в них разбирается, как правило, универсальный специалист. С помощью соцсетей можно изучать и формировать общественное мнение, продвигать товар или услугу напрямую или через вирусный маркетинг, собирать целевую аудиторию в популярных пабликах. Возможностей много, а настоящих профессионалов нет.

Перспективы Соцсети появились внезапно, окончательно убили формат блога, задвинули форумы на окраины всемирной паутины и для многих пользователей сами стали синонимом интернета. В соцсети «ВКонтакте» уже регистрируются люди, которые моложе ее самой. Разумеется, эта гигантская аудитория с прямым доступом в ее головы и души — лакомый кусок для любого бизнеса. Причем не только через контекстную рекламу или тематические паблики, но и с помощью мемов, вирусной рекламы, постов, гуляющих по всей сети благодаря кнопке «Поделиться». А новые функции и сервисы расширяют эти возможности до горизонта и еще дальше.

Где научиться Как и в случае с трендвотчерами, первые в очереди — пиарщики и маркетологи. Правда, они также должны разбираться в технических нюансах функционирования интернета, уметь продвигать паблики, знать особенности аудитории разных соцсетей, быть талантливыми копирайтерами и вообще — «универсальными солдатами». Причем в их трудовых книжках может быть написано все что угодно. Так что вопрос образования в этом случае не принципиален, лучше всего работе в соцсетях учатся на практике.

 

Что дальше?

В числе вакансий, которые пока нельзя найти в объявлениях центров занятости, могут появиться космические гиды, работники «вертикальных ферм» (многоэтажных конструкций, экономящих площади посадок) и даже продавцы времени. По крайней мере, так говорят футурологи. Тоже та еще профессия.

Но прогресс неумолим, и с его развитием потребность в некоторых специалистах просто отпадает. Как, например, это случилось с ямщиками, фонарщиками или телефонистками в начале XX века. Поэтому часть профессий осталось в новом тысячелетии лишь для того, чтобы тихо дожить свой век. Среди них — почтальоны, работники фотосалонов, клерки.

Даже журналистика под вопросом, по крайней мере, в своем традиционном виде. Информации стало так много, что доносить каждую новость до читателя обычным способом уже не имеет смысла. Зато появилась необходимость в качественной сортировке и упаковке. Поэтому журналист нового типа — это фильтр, который отсеивает шелуху и поставляет аудитории самое интересное. Надеемся, нам это удалось.