new-site

Дайте денег:
Как профинансировать
свой проект из чужого
кошелька

Мировой опыт в сфере краудфандинга,
примеры удачных проектов на Kickstarter и советы,
как правильно подготовить презентацию
своего проекта

В западном мире краудфандинг, или «сбор средств с толпы», считается чуть ли не основным способом получения денег на реализацию почти любого проекта. Метод позволяет быстро профинансировать интересную задумку — концерт любимой рок-группы в отдаленном городке, необычную подставку для айфона, издание фотокниги с картинками из путешествия или разработку ремейка старинной игры. Деньги дают простые люди, которым понравился ваш проект.

Преимуществ много: авторам не нужно брать кредит, отдавать долю бизнеса инвестору, вести нудные переговоры с бизнесменами, да и вообще тратить время на что-либо, кроме своего дела. Буквально единственное, что всё же придется выполнить, — это собрать красивую, грамотную, обдуманную презентацию с картинками, буквами и видеорядом. Следующий шаг — выложить получившееся на один из краудфандинг-ресурсов, определить желаемую сумму и установить срок окончания сбора. Проект обязательно засыплют деньгами, если задумка окажется интересной.

С чего всё началось

Описываемая методика в ее современной интерпретации начала действовать в США и Великобритании в 2009 году благодаря сайту Kickstarter. Ресурс открылся для всех, кто придумал красивую идею и хочет самореализоваться, но не знает, где взять деньги. Задумка сработала, даже несмотря на мировой финансовый кризис. Люди начали просматривать опрятно сверстанные страницы и жертвовать деньги в обмен на милые бонусы — вроде подписанной футболки или ужина с разработчиками. Благодаря Kickstarter запустилось 37 020 проектов, для которых было собрано более 428 миллионов долларов. Сегодня популярность краудфандинга достигла апогея — в зарубежном бизнес-сленге прописался глагол «to kickstart», обозначающий «опубликовать свой проект на Kickstarter». Благодаря ресурсу деньги на свои проекты получило множество участников прошлогоднего независимого кинофестиваля Sundance, создатели видеоигр, музыканты, разработчики гаджетов и многие другие.

История Kickstarter и многочисленных его аналогов по всему миру помогает решить основную проблему обычного начинающего бизнесмена: где взять деньги и как их потом отдавать, оставаясь в плюсе. Краудфандинг-ресурсы позволяют не только зафиксировать нужную сумму на банковском счете, но и понять, нужна ли людям придуманная идея, будет ли она работать, получит ли должный отклик аудитории — качество проекта оценивают рублем.

У кого это получилось

Мы выбрали несколько успешных проектов Kickstarter — для того, чтобы всё сказанное выше стало понятнее.

 

Памятник Робокопу
в Детройте

Желаемая сумма 
50 000 долларов
Получено 
67 436 долларов

Участники
2718 человек

Пользователь твиттера обратился к мэру Детройта с предложением поставить памятник роботу-полицейскому, который является одним из главных телевизионных символов некогда промышленного центра всей Америки, — в отместку Филадельфии, где установили статую Роки. Мэр ответил, что никаких планов на возведение подобного монумента нет. Интернету ответ не понравился. Кто-то зарегистрировал страницу в фейсбуке, люди со всего мира начала лайкать задуманное. В итоге проект на Kickstarter позволил собрать нужную сумму, чтобы лицензировать Робокопа, создать памятник и водрузить его на одно из предложенных мест.

Пока Детройт всё еще обходится без Робокопа — монумент готовят и обещают возвести в 2014 году.

 

Новый альбом
Аманды Палмер

Желаемая сумма 
100 000 долларов
Получено 
1 192 793 доллара

Участники
24 883 человека

Одиозная певица Аманда Палмер, некогда участница коллектива Dresden Dall, да и вообще дама, известная в не таких уж узких кругах, попросила посетителей Kickstarter профинансировать ее новый сольный альбом. Фанатов оказалось намного больше, чем ожидалось изначально, — собранная за короткий срок сумма превысила желаемую почти в 12 раз. Кажется, поклонникам очень хотелось увидеть, что еще сможет вытворить певица.

Всем тем, кто даст 10 тысяч и больше, к слову, обещали частную домашнюю вечеринку с укулеле или фотосессию с участниками новой группы Палмер с последующей сумасшедшей пьянкой. Опыт певицы показывает, что суровые музыкальные лейблы в современном мире порой не нужны — известный артист может просить деньги напрямую у поклонников и с высокой вероятностью получать желаемую сумму.

 

Премиум-джинсы ручной работы
GUSTIN по оптовой цене

Желаемая сумма 
20 000 долларов
Получено 
449 654 доллара

Участники
4010 человек

Ребята из Сан-Франциско решили, что импортировать качественную джинсовую одежду и продавать ее за дорого — не комильфо. Куда лучше делать такую одежду в США из материала, произведенного в США, а затем продавать ее розничным покупателям по оптовой цене c доставкой до двери.

Изначально создатели проекта просили всего 20 тысяч, чтобы закупить нужные материалы и начать продавать сделанные вручную джинсы. В случае, если бы кампания принесла 40 тысяч, основатели собирались разработать целую коллекцию. Неясно, что будут делать счастливчики с четырьмя сотнями тысяч долларов. Финансирование закончилось 9 февраля, и, кажется, авторы проекта до сих пор отмечают — на сайте висит заглушка с предложением подписаться на обновления.

 

Скетчбук для автомобильных
дизайнеров I DRAW CARS

Желаемая сумма 
10 000 долларов
Получено 
55 857 долларов

Участники
1472 человека

Создатели проекта I DRAW CARS считают, что всего один стильный блокнот может научить вас профессионально рисовать автомобили. В таком блокноте, оформленном под Moleskine, можно найти нужные инструкции по построению рисунка, советы и указания, хитрые шаблоны, которые пропадают при сканировании, а также адреса всех дизайн-бюро и дизайн-школ, специализирующихся в этой области.

Финансирование завершилось еще в июле 2011 года. Житель Чикаго Мэтт Маррокко не только собрал необходимую сумму и занялся выпуском скетчбуков I DRAW CARS, но и запустил продолжение концепции — скетчбук I DRAW COMICS. 

 

Клавиатурная док-станция Brydge
для Apple iPad

Желаемая сумма 
90 000 долларов
Получено 
797 979 долларов

Участники
3266 человек

Яркий пример грандиозного успеха на Kickstarter. Это устройство позволяет превратить планшетный компьютер в миниатюрный ноутбук с удобными кнопками для ввода текста и усиленным звуком. При этом компромиссов, наблюдаемых во многих аналогах, в Brydge нет.

Еще на стадии проектирования разработчикам удалось создать удобный шарнир, который надежно фиксирует планшет благодаря магнитам и фрикционной магии. Вполне возможно, именно эта особенность привлекла внимание общественности.

В данный момент док-станцию уже можно купить на официальном сайте. Правда, разработчики до сих пор не могут справиться с количеством заказов, даже несмотря на то, что желаемая сумма была превышена в девять раз.

 

Выпуск инди-фильма
I Am Not a Hipster

Желаемая сумма 
27 500 долларов
Получено 
30 788 долларов

Участники
716 человек

Молодой человек по имени Дестин снял короткометражку I Am Not a Hipster про независимых музыкантов и независимое искусство Сан-Диего. Фильм с успехом представили в 2012 году на Sundance, затем провезли по другим крупным американским кинофестивалям. Следующий шаг создателя — показ фильма в кинотеатрах, а также на онлайн-сервисах Hulu и Netflix — был осуществлен благодаря проекту на Kickstarter.

Автор смог собрать нужную сумму, необходимую для финальных стадий продакшена. Сейчас фильм уже можно купить онлайн — например, в iTunes или Amazon.

 

Зажимы для шнурков
Lace Anchors 2.0

Желаемая сумма 
9500 долларов
Получено 
108 672 доллара

Участники
7178 человек

Что может быть хуже, чем каждый раз завязывать шнурки на ботинках? Видимо, этим вопросом задавались не только мы: авторы еще не завершенного, но уже весьма успешного проекта Lace Anchors 2.0 создали всё необходимое, чтобы навсегда избавить мир от болтающихся веревочек. Разработчик предлагает зажимать шнурки в специальных креплениях, а излишки обрезать и выбрасывать. Зажимы позаботятся о том, чтобы натяжение не ослабевало, при этом избавят любимые ботинки от неопрятных бантиков.

Кампания по сбору средств уже принесла разработчикам в 11 раз больше денег, чем они планировали. До завершения остается еще 11 дней.

 

Как это делается
в России
 

Главный минус Kickstarter в том, что публиковать проекты там могут только жители США или Великобритании (обходные пути есть, но они, кажется, какие-то мутные). Однако аналогичные сервисы уже начали действовать в России. Среди более-менее значимых отечественных краудфандинг-площадок можно выделить сайты «Планета», «С миру по нитке» и Boomstarter.

Приведем примеры успешных кампаний: сайт о культуре и обществе «Кольта» собрал 450 тысяч рублей на перезагрузку, Евгений Гришковец получил 295 тысяч рублей на издание видеоверсии концерта с группой «Бигуди», Алене Сидоровой интернет-пользователи помогли найти 50 тысяч рублей на открытие первого антикафе в Новосибирске, а Алексею Андрееву дали 147 500 рублей на издание его альбома цифровой живописи.

«
Большинство проектов

при детальном изучении вызывают
тоску и душевную боль
»

Но успешных проектов на этих российских сайтах крайне мало — почти все они меркнут среди десятков других, которым собрать деньги всё же не удалось. Почему так? На наш взгляд, проблема совсем не в том, что люди в России не готовы давать деньги непонятно кому (как принято считать). Проблема в подходе. Большинство проектов при детальном изучении вызывают тоску и душевную боль — кажется, их разработчики не до конца поняли концепцию краудфандинга, но уже поторопились встать в очередь на получение денег. Школьники, разрабатывающие волшебный проектор на основе джойстиков от Wii; усатый программист с розеткой на Android на фоне неприбитого плинтуса; создатели Android-приложения для измерения скорости автомобиля с просьбой профинансировать покупку iMac и iPhone для создания аналогичной программы под iOS; горе-изобретатели, которым нужны деньги на закупку ящика разных диодных ламп, чтобы только начать исследования и потом создать самую экономичную. И таких примеров много.

Мало кто захочет дать деньги разработчику, который не удосужился придумать что-то стоящее и собрать приличную презентацию. Универсальная поговорка про рыбку, пруд и трудовые затраты прекрасно работает и здесь: перед тем, как что-то у кого-то просить, нужно хорошо потрудиться самому и сделать так, чтобы публика расставалась с деньгами с радостью.

Как правильно
подготовить презентацию
проекта
 

Мы проанализировали доступный материал и вывели несколько золотых правил хорошей презентации на краудфандинг-площадке.

num-1
Напишите хороший текст

num-2
Вычитайте хороший текст на предмет
орфографических и пунктуационных ошибок,
опечаток 

num-3
А лучше сразу закажите текст у профессионального
копирайтера

num-4
Наймите фотографа, иллюстратора или
3D-моделлера для производства всех изображений

num-5
Запишите мечтательный видеоролик
в стиле презентаций Apple, желательно
не на телефон

num-6
Подберите приятную музыку

num-7
Наймите актера c поставленным голосом, чтобы он
озвучил текст в видеоролике

num-8
Если вы все же решили выступить
в главной роли — не гримасничайте и не занудствуйте,
улыбайтесь в меру

num-9
Рассказывайте абсолютный максимум
про свой проект и показывайте, как его можно
будет использовать
 

Изображения: MicrowhatCaptain Starfish

  • Weroni Povaliy

    Отличные идеи, которые давно витали в воздухе и наконец разродились и имеют место быть!
    Пора теперь Владивостоку создавать и копирайтить проекты, ведь у города огромный потенциал с большим количеством “голубых океанов”)