new-site

Молодые педагоги:
ассистент кафедры русского
языка и литературы
Елизавета Откидыч

О первом занятии,
самопрезентациях студентов
и смене системы
преподавания

27-летняя Елизавета Откидыч пишет кандидатскую диссертацию и пятый год преподает для студентов нефилологических специальностей в ДВФУ. «Вл3000» спросил ее о выборе профессии, студентах и ожиданиях.

О выборе профессии

Моя бабушка была учителем младших классов, и я постоянно была с ней в школе. Видела учебный процесс со стороны, он был мне интересен, но конкретного желания быть преподавателем тогда не возникало. Оно зрело долго и не осознавалось даже в тот момент, когда я начала учиться в университете. Когда я поступала, мне хотелось заниматься редактированием или чем-то подобным. Специальность выбирала методом исключения. Я знала, что точно не пойду на математику. И хотя многие мне говорили, что язык — это не специальность, я выбрала изучение родного языка. Ближе к третьему курсу начала задумываться: «Да, я, наверное, осталась бы заниматься наукой, это интересно». Позже, прямо на защите диплома, мне предложили работать на кафедре и я согласилась.

О студентах

Мое первое воспоминание, связанное с работой, — первые фактические занятия, которые прошли у меня в январе 2009 года у студентов заочного отделения. В старом корпусе на материке в тот момент был ремонт, и заочную сессию перенесли в другие корпуса. Мою самую первую пару поставили по расписанию в аудиторию колледжа корееведения, но она оказалась деканатом. Я еле нашла методиста, который находился на Октябрьской, она уже отправила меня в юридический корпус. Но студентов там не было, они, видимо, ждали меня в другом месте. В общем, мое первое занятие не состоялось вообще.

Студенты, в зависимости от специальности, все разные. Например, есть такое задание — «Самопрезентация (автопортрет) в цифрах», его я даю на первом занятии по риторике или культуре речи. Экономисты и математики обычно рассказывают о своих баллах, набранных на ЕГЭ, о росте в сантиметрах и тому подобных вещах, а журналисты и «пиарщики» могут упомянуть о количестве музыкальных инструментов, которыми они владеют, или о количестве стихов, которые они знают наизусть.

Когда я начала преподавать, я старалась казаться строгой, требовательной. Первый год я вела занятия у студентов заочного отделения, которые были старше меня. Потом были студенты-очники, разница в возрасте с которыми составляла всего пару лет. Но в дружеских отношениях ни с кем из них я не была. Сейчас же я все чаще позволяю себе неформальное общение со студентами. Со временем начинаешь ожидать что-то от себя. Я работаю уже шестой год, и раньше мне казалось, что с опытом будет легче и проще, но я до сих пор часами готовлюсь к занятиям.

С нынешним первым курсом у меня разница в 9 — 10 лет. Современные студенты имеют другое мышление. Они могут обрабатывать больше информации, полученной из разных источников. Моему поколению легче было воспринять один канал. Студенты сейчас требуют новых методов и подходов. Их мышление, сформированное интернетом, интерактивно, многозадачно и требует к себе иного подхода, чем тот, что сформировался у преподавателей по отношению к предыдущим поколениям студентов.

123

О будущем

Сейчас я работаю над кандидатской и, пока она не защищена, о следующем этапе — докторской — не думаю. Я представляю, какой это огромный труд, и не совсем уверена, что я на него способна. Но я обязательно буду продолжать научную работу.

Мне было интересно, как строится учебный процесс в школе. Ведь методы там не такие, как в университете, и работать там тяжелее. Мне бы хотелось поработать в школе, но не в большом объеме — я помню стопки тетрадей, которые проверяла бабушка.

Систему преподавания, мне кажется, нужно менять в корне. Она уже меняется, это видно — внедряются новые методы, системы. Но я считаю, что пора менять методы подачи информации, освоения практических навыков. Не для всех предметов и не для всех специальностей, но это важно.

  • Daria Marienko

    Лиза! Умничка! Так держать!

  • Maxim Zhukov

    Молодец, Елизавета! Успехов тебе!