new-site

Работа мечты:
Телепродюсер Дарья Мазур

О том, как журналистка из Владивостока
работала на НТВ, «Дожде» и Первом канале

В 2011 году Дарья Мазур закончила факультет журналистики в ДВГУ, но работать решила не в газете или журнале, а на телевидении. И вот уже два года она живет в Москве и за это время успела получить весьма успешный опыт работы на нескольких центральных телеканалах. О профессии телевизионного продюсера и работе своей мечты Дарья рассказала «Вл3000».

О начале работы

Мне изначально повезло: брат работал в программе «Центральное телевидение» на НТВ. Еще в период написания диплома я побывала в Москве и познакомилась с его начальником — ведущим программы Вадимом Такменевым. Вадим предложил прочесть мой диплом и стать моим рецензентом. Когда, сразу после окончания университета, я переехала в Москву, вопрос был решен — я буду работать в «Центральном Телевидении». Но так как я практически ничего не умела, меня взяли на условиях «возможно, ты будешь помощником продюсера». 
Продюсер еженедельной программы занимается поиском актуальных сюжетов. Если он выбирает какую-то тему, то должен изучить ее досконально, рассмотреть все возможные аспекты — политические, социальные и так далее. Продюсер следит за продуктом на всех этапах производства — от идеи до воплощения: ищет героев, договаривается с ними, организует съемки, следит за тем, чтобы у его корреспондента была вся нужная информация. Полгода я делала всю черную работу — расшифровку записей, нудные поиски, простые съемки по Москве. Но уже к декабрю я хорошо себя проявила, сделав несколько классных рывков для программы. И мне доверили спродюсировать серию сюжетов, которые мы снимали в Америке и Европе. После этого меня начали воспринимать всерьез и давать интересные темы.

О сложностях и цензуре

Основная сложность работы заключалась в том, что я была недостаточно уверена в себе. Я работала с людьми, которые очень хорошо ориентировались в современной политике, были знакомы с миллионом известных и «нужных» людей, а я приехала из Владивостока, где меня никогда не интересовало ничего подобного. Но все приходит с опытом, и если ты погружаешься в эту среду, то достаточно быстро начинаешь ориентироваться в ней.

Что касается бытовых аспектов, то первые несколько месяцев были по-настоящему трудными. Большую часть зарплаты я тратила на квартиру, а оставшиеся деньги — на проезд. Нередко к концу месяца я экономила даже на еде. Но это того стоило, потому что такой опыт бесценен.

На «ЦТ» я буквально нырнула в атмосферу глубокого профессионализма, работы с очень интересными людьми. Как раз в то время, когда я начала работать «на полную», в России проходили выборы президента. Тогда в Москве и по всей России случились всплески недовольства, люди выходили на митинги. События были настолько мощными, что это поглотило меня полностью и не было никаких сомнений в правильности того, что я делала. Пока не пришла цензура, «ЦТ» была одной из тех программ, которая пыталась рассказать людям о том, что происходит в стране не под указку кого-то «сверху», а выполняя свой журналистский долг, — откровенно и объективно. Но с каждым месяцем делать это становилось все сложнее. Поэтому к концу эфирного года ушли очень многие журналисты. 

О работе мечты

Я работала на «ЦТ» полтора года, и за последние полгода наш эфир расширили с одного часа до трех, а цензура стала еще жестче — мы не могли говорить практически ничего о политике и смежных с ней вещах. Изменился контент программы, приходилось заполнять эфир за несколько дней до выпуска. Мне было тяжело работать в таких условиях.
В это время мне предложили работу на Первом канале — делать документальные фильмы. Там я работала в качестве снимающего продюсера, ездила в командировки. Это был совершенно новый и очень важный для меня опыт. Я проработала на Первом несколько месяцев, когда узнала, что формируется команда для программы «Парфенов» на телеканале «Дождь». Им нужен был продюсер, я предложила на рассмотрение свою кандидатуру, и меня взяли.

Это была работа моей мечты. Во-первых, я с подросткового возраста уважаю Леонида Геннадьевича, и для меня было честью работать в программе, названной его именем, взаимодействовать непосредственно с ним. Во-вторых, на проекте работала небольшая, но очень крутая команда профессионалов. Абсолютно все люди, занятые на разных стадиях производства, отлично сработались. Хоть «Дождь» и считается оппозиционным каналом, мне не кажется, что наша программа была таковой. У нас не было цели поносить правительство, и, если бы Путин сделал что-нибудь хорошее, мы бы обязательно об этом рассказали. У нас были свобода слова и отличные отношения с руководством — нам выделяли достаточно средств на все необходимые командировки. Если на НТВ, как и в любой огромной корпорации, все было сложно, и, чтобы утвердить какую-нибудь тему или поехать в командировку, нужно было пройти много этапов, то на «Парфенове», когда возникала идея, мы тут же обсуждали ее и принимали решение. У нас были развязаны руки в плане подачи информации. Мы могли использовать любой формат, могли, например, постебаться, сделать сюжет в стиле 80-х. И это было самым ценным.

О планах

Сезон «Парфенова» благополучно закончился, и я уехала на летние каникулы во Владивосток. Вернувшись в Москву, я поняла, что нет альтернативы тому, чем я занималась раньше. Потому что нет программ, которые выходили бы еженедельно, то есть были актуальными и в то же время не проходили жесткую цензуру. И я подумала, что можно найти что-нибудь интересное в развлекательной сфере. Мне предложили работать с Иваном Ургантом на «Смаке». Сейчас я занимаюсь подбором гостей, присутствую на съемках «Смака». Я воспринимаю это как небольшой отдых и ничего пока не планирую.

Довольно часто мне предлагают какую-нибудь работу, но пока не было ничего, что бы меня зацепило. Мне повезло набраться опыта на «ЦТ», я показала себя на «Парфенове». Дело в том, что все активные журналисты знают друг друга, и, когда зарождается какой-то интересный проект, в разговорах всплывают фамилии проверенных людей. Было бы чересчур громко заявлять, что мое имя работает на меня, но все же мне часто звонят с предложениями, хотя я никому и не даю свой номер.

О том, как найти работу в Москве

Существует большое количество сайтов, на которых каждый день обновляется информация о вакансиях, потому что работы для журналистов очень много. Но если ты хочешь приехать и, пусть даже с очень успешным опытом во Владивостоке, сразу найти работу на высокой позиции с хорошими деньгами, то это вряд ли получится, если у тебя нет связей. Для того, чтобы добиться такого результата, нужно либо иметь невероятное везение, либо проявить себя, начав с малого и доказав, что способен на большее.