new-site

Перестройка Владивостока:
Год спустя

Какие объекты
саммита АТЭС до сих пор
не достроены и почему

2-9 сентября 2012 года во Владивостоке прошел саммит АТЭС, кардинально изменивший облик города. Ко всем переменам, особенно к таким масштабным, необходимо привыкнуть, и лишь спустя время можно оценить их реальное значение. Саммит стал поводом для огромных вложений в Приморский край. Многое из того, что было построено в рамках подготовки к нему, необходимо было построить давно, и оно будет служить горожанам еще очень долго. Можно сказать, что нынешние вложения — возврат накопившихся долгов. Правда, и здесь многое произошло по привычной схеме «хотели как лучше, а получилось как всегда». «Вл3000» попробовал разобраться, как же именно получилось.

Построены и функционируют много объектов саммита: вантовые мосты через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный, низководный мост через Амурский залив, кампус ДВФУ на острове Русском, международный аэропорт Кневичи и аэроэкспресс, новая автомагистраль и очистные сооружения. В отношении последних ситуация до сих пор непонятна — перед их сдачей в эксплуатацию вдруг оказалось, что к Южным очистным не подвели коллекторные сети и вода для очистки туда попросту не может поступать. Северные и Центральные – видимо, по причине той же спешки – загружены только на половину мощности.

Кампус ДВФУ, который наконец начал функционировать по прямому назначению и которым так гордятся представители власти, изнутри представляет собой странную картину. Небольшой студенческий город, в котором сейчас живут около семи тысяч человек, имеет большие проблемы с питьевой водой, бытовыми удобствами и интернетом. На кафедрах нет обычных телефонов, в аудиториях нет досок для преподавателей, а навигация внутри учебных корпусов может свести с ума любого нормального человека. По сравнению с тем, что было на материке, многие условия в ДВФУ, безусловно, улучшились. Но чтобы стать университетом для людей, а не для отчетов, ему потребуется еще как минимум пара лет – для завершения стройки и создания нормальных бытовых условий.

Катамараны, строившиеся для перевозки гостей саммита АТЭС, своего предназначения так и не выполнили, а после долгих судебных тяжб только один из них начал работу по перевозке горожан. Остальные два пока остались на балансе верфи, которая их строила.

18 октября открывается, наконец, Театр оперы и балета, сроки сдачи которого неоднократно переносились, а суммы на строительство — возрастали. В 2013 году (до конца которого – чуть более двух месяцев) обещают открыть два пятизвездочных отеля Hyatt — на мысе Бурном и Корабельной набережной. Их строительство тоже вызывало массу финансовых и технических вопросов — как, впрочем, строительство почти всех объектов саммита.

Наверняка последним к финишу когда-нибудь да придет Приморский океанариум на острове Русском. Год назад его открытие назначали на 1 сентября 2013 года, но вместо открытия продлили срок еще на год. Сейчас на его сайте висит объявление «Внимание! Строительство Океанариума еще не завершено…» с загадочным многоточием в конце. Пожалуй, это самый таинственный объект саммита – может быть, потому, что его возведение курирует управление делами президента РФ. Впрочем, председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко предполагает, что осенью 2014 года океанариум заработает.

Оценить состояние города спустя год после саммита – со всеми «перестройками» и недостроями – мы попросили доктора экономических наук Александра Латкина.

 

latkin2

Александр Латкин

Доктор экономических наук, профессор. Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС

Саммит прошел — и неожиданно для многих, в том числе и для меня, Владивосток начал движение к имиджу города, имеющего хорошие перспективы развития. Появилось много делегаций из разных стран, особенно из Кореи, Китая, Японии, США. Прошел инвестиционный форум «Россия зовет», на котором выступал китайский миллиардер. Он говорил, что сейчас в северо-восточной и юго-восточной Азии представители бизнеса позитивно смотрят на идею игорной зоны под Владивостоком в качестве инвестиционного проекта.

Если говорить о привлечении инвестиций — результаты неудовлетворительны. Это обусловлено тем, что мы, идя к саммиту АТЭС, задолго до его проведения пиарили на весь мир наши глобальные инвестиционные проекты — и нефтехимический комбинат в Находке, и две судостроительные верфи, и очистные сооружения, и завод по сжижению газа. Но реальные итоги оказались не такими, какими мы ожидали, и те, кто приехал на саммит, не увидели здесь инвестиционной активности и обещанных проектов. На тот момент мы не могли показать им даже сколько-нибудь масштабных строек будущих объектов. К 2012 году нефтехимический комбинат не был готов даже близко, верфи для постройки танкеров, перевозящих сжиженный газ, и для производства надстроек для плавучих буровых платформ по добыче нефти тоже не были построены. Даже игорную зону мы не смогли показать гостям саммита. Зато показали мосты, новую автостраду. Из значимых объектов — завод Hyundai по производству энергосберегающего оборудования в Артеме.

Поэтому с точки зрения экономического эффекта у нас наступил год решения очень тяжелых проблем, год выхода из патовых ситуаций, самая яркая из которых — гостиницы Hyatt. Притом что у нас не заполнены те гостиницы, которые уже есть в городе, мы включились в строительство новых, не закончили в срок и сейчас, по истечении года, не можем решить проблему их сдачи в эксплуатацию. Чтобы их сдать, нужно 1,4 млрд рублей, а их нет. В доходной части краевого бюджета недостает 1,5 млрд рублей, потому что уменьшились налоговые поступления, но Законодательное собрание принимает решение дать бюджетную гарантию компании «Наш дом — Приморье» на получение кредита в миллиард рублей на достройку гостиниц. Непонятно, что с ними будет дальше — их нужно продавать, а себестоимость очень высокая.

Насчет построенной дороги — от горожан постоянно поступают критические замечания, что нет съездов, развязок. Будто дорогу построили только для того, чтобы по ней проехали делегации гостей саммита. Губернатор дал обещание сделать этим летом развязку на Де-Фризе, новые съезды, но лето уже прошло.

Очистные сооружения до конца не сданы, аэроэкспресс работает с большими убытками, потому что он окупается в городах, где хотя бы 100 посадок самолетов в сутки, а у нас их 30.

Поэтому экономический эффект сомнителен, а вот нагрузка на наш, да и на федеральный бюджет дала о себе знать. Потому что, например, концертно-спортивный комплекс на «Спутнике» мы построили, но теперь надо, чтобы он хоть как-то зарабатывал, чтобы зрители его посещали. А первый же опыт показал — и я это прочувствовал на себе — что тем, кто поедет туда на концерт, негде будет припарковаться, потому что парковок не хватает. Электрички сейчас ходят редко, автобусов в том направлении нет, а машины есть не у всех. 18 октября открывается Театр оперы и балета, но опять возникает вопрос, кто его будет содержать.

Что касается притока инвестиций — я полагал, что он будет больше. Сейчас, по итогам первого полугодия 2013 года, приток инвестиций в основной капитал составил 54% от аналогичного периода прошлого года, то есть уменьшился вдвое. Но в последние месяцы по поводу инвестиций состоялись различные переговоры, китайский инвестор готов вложить в нашу игорную зону 700 млн долларов. Это может как-то изменить ситуацию. Хотя и корейский бизнес хотел инвестировать в нашу судостроительную верфь, и много было других заявок. Но, к сожалению, воплощается в жизнь не так много, как хотелось бы.

  • Rada Surmach

    Так вот в чем дело с этими гостиницами..