new-site

Прямая речь:
Оперная певица
Александра Ласинская
о любимом деле

Студентка академии
искусств и артистка филармонии
рассказывает об опере

Александра Ласинская родилась в Иркутске, пять лет назад приехала во Владивосток поступать в Академию Искусств, прошла конкурс и с тех пор живет здесь. Александра — лауреат всероссийских и международных юношеских конкурсов, артистка филармонии, оперная певица. С 9 октября её можно услышать в кирхе на концертах в рамках фестиваля «Дни немецкой культуры». Александра рассказала нам о своем участии в оперных российско-германских проектах «ВладОпера», о том, чему научилась на мастер-классе австрийского педагога Ульфа Бестляйна и как старается передать это знание дальше.

1-2-2 1-91-1-37 1-1-35

 

Об увлечении

У меня есть три направления в жизни, которые мне нравятся больше всего: пение, живопись и танец. Пою я с детства. Очень люблю моду, но это скорее хобби. Я сделала ставку на пение, потому что без него не представляю своей жизни.
Все началось с детской музыкальной школы по классу фортепиано. Я никогда не думала, что буду оперной певицей, мне очень нравился джаз. Когда мой папа говорил, что мне хорошо дается оперное пение, я думала: «О, Боже!».
С первым моим педагогом по вокалу мы часто ездили на разные конкурсы: российские и международные. Как-то незаметно мне передалась ее увлеченность, и я поняла, что академический вокал — это действительно мое.

 

О преимуществах оперы

Огромный плюс оперного певца, в отличие от эстрадных исполнителей, в том, что не нужно постоянно обновлять репертуар, что-то сочинять или просить продюсера найти песни. У меня есть богатейшее наследие, накопленное мировой культурой за многие века, и мне нужно только правильно его интерпретировать. Нужно быть проводником классической музыки в современную жизнь, не ошибиться со стилем, нюансами, плюс — добавить свое отношение. В оперной музыке нет ограничений, можно раз за разом прослушивать одно и то же произведение и всякий раз находить в нем что-то новое, это бесконечное поле для творчества.
Очень важно грамотно подобрать репертуар, который подходит твоему голосу и темпераменту. В России любят универсальность, чтобы «от Баха до Оффенбаха». На одном концерте можно услышать и русские народные песни, и романсы Моцарта. На Западе певцы специализируются на узком репертуаре, как правило, они поют произведения одного-двух композиторов или исполняют музыку одной эпохи, например, барокко. Мне ближе западный подход, так как у каждого композитора есть свой стиль, и, исполняя произведения, близкие по стилю, ты бережешь свой голос, обеспечиваешь себе творческое долголетие.

 

Об участии в проектах «ВладОпера»

Объединение «ВладОпера» было зарегистрировано в Штутгарте, основным направлением его деятельности являются оперные проекты на Дальнем Востоке. Помимо этого организация устраивает художественные выставки, а также различные мастер-классы. Когда я только приехала во Владивосток, шел проект «Волшебная флейта», это был первый проект, организованный объединением «ВладОпера». Мне все очень нравилось, я напросилась просто сидеть на мастер-классах и смотреть, как другие участвуют в этой постановке. Я была реквизитором: где-то подносила чашку, где-то помогала переодеваться.
На следующий год ко мне обратилась проректор по международным связям Академии Искусств Алла Смородинова с тем, что нужна маленькая артистичная девушка на роль Барбарины. Нужно было петь с оркестром. Мне тогда исполнилось 19 лет, и я первый раз выступала с оркестром. До сих пор помню, как меня приветствовал дирижер. Петь с оркестром всегда страшно, нужно работать очень слаженно, но и эффект потрясающий. Первое моё ощущение было, что я парю, звук идет отовсюду и помогает парить.
Зимой были мастер-классы, а летом начались репетиции сценического варианта оперной постановки. Была очень успешная премьера, я многому научилась. После этого Петер Шварц, наш руководитель проекта, написал мне письмо, в котором приглашал в Штутгарт на мастер-классы Ульфа Бестляйна (Австрия) и Ульрике Зонтаг (Германия), рассказал о будущей постановке «Дон Жуана» и сказал, что для меня есть роль Церлины. В мае 2013 года этот проект успешно состоялся.

 

О мастер-классе Ульфа Бестляйна

Ульф Бестляйн – талантливый австрийский профессор по вокалу, темой его мастер-класса были немецкие песни таких композиторов, как Шуберт, Моцарт, Клара Шуман.
Большое внимание уделялось технике владения голосом. Ульф Бестляйн учил: «В диафрагме живет душа, поэтому очень важно, когда поешь, помогать себе диафрагмой. Певец есть дерево: усы — это крона, шея — это ствол, а в диафрагме находятся корни. Крона — наш резонатор, то, с помощью чего мы издаем звенящие резонаторные звуки; с помощью корней мы цепляемся за основание, чтобы наш звук был наполнен дыханием. Мы проводники воздуха, мы должны постоянно его через себя пропускать, он должен постоянно циркулировать». Человек, который только начинает заниматься пением, с непривычки может почувствовать головокружение.

 

О школе-студии «МКАД»

У меня был очень интересный период в жизни, когда появилась возможность реализовать себя в качестве преподавателя группы музыкального театра в школе-студии «МКАД», рассказать о том, чему я научилась, передать свои знания дальше. Сейчас я не преподаю, слишком много времени уходит на собственные концерты, но студия по-прежнему существует, находится она в Доме Радио рядом со сквером Суханова. Когда я вела там группу, у меня занимались люди разных возрастов, от 14 до 27, был даже замечательный ученик 50 лет.
Многие приходили совсем без голоса, с одним только желанием петь. Многие ребята после обучения поступали в высшие учебные заведения на театральное, вокальное отделения. У нас урок начинался с дыхательной гимнастики, я использовала разные техники, которые переняла у своих преподавателей. Например, гимнастику Стрельниковой; Екатерины Кичигиной – это московская певица, она была у нас преподавателем языка по вокальному пению на «Свадьбе Фигаро»; дыхательные упражнения, которым меня научил Алексей Вэйро, наш режиссер. Затем мы распевались. Распевались мы так, как меня учил педагог в Иркутске, еще какие-то приемы я нашла сама.
Я не ставила перед собой задачи добиться от учеников оперного звучания, я старалась научить их извлекать из себя звук, и делать это правильно. Однако, так как оперный звук мне ближе, я, вероятно, постепенно прививала им вкус к опере.
Я старалась донести то, как важно петь на дыхании, а не на связках, делала акцент на том, что важно найти свой стиль в музыке, а не стараться подражать любимым исполнителям. Для людей, не поющих профессионально, иногда было сложно понять, что петь тихо — это искусство. Мне хотелось, чтобы мои ученики пели с чувством, поэтому мне и нравилось, что это театрально-вокальная студия, что можно не только петь, но и танцевать, и играть.

 

Об опере и молодежи

В опере чаще всего можно видеть людей более зрелого возраста или студентов музыкальных отделений. Я думаю, это влияние стереотипов. Молодежь по большей части думает, что в опере поют эдакие шарики, которым сложно передвигаться на сцене. Я стараюсь доказать, что это не так, что опера — это стильно, в том числе и собственным примером.
Я пропагандирую оперное искусство среди друзей, по возможности, стараюсь приглашать на спектакли. Живое искусство производит наиболее сильное впечатление. В прошлом году я давала лекцию в антикафе, час я иллюстрировала, исполняла отдельные отрывки музыкальных произведений, и два часа мы просто беседовали на тему оперы. Пришло 25 человек, и никто не расходился.

 

О том, что слушать

Многое зависит от человека, каждому свое. Иногда, по настроению, можно послушать реквием Верди, там есть очень красивые эпические моменты. Еще все любят вальсы Шопена, по-моему, они еще никого не оставили равнодушным.
Можно ориентироваться на свои предпочтения к определенным музыкальным инструментам, искать исполнителя, связанного с вашим любимым инструментом. Универсальными являются звуки испанской гитары, их, по-моему, любит большинство. Я бы посоветовала послушать Сезарию Эвора, она шикарна — этот томный голос, гармония… Начать надо с хитов Вивальди «Времена года», с «Застольной» из «Травиаты» Верди. Обожаю слушать Анну Нетребко в «Травиате».
Любимейшая постановка — «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, партия Клеопатры Даниэль де Нис. Великолепна Натали Дессей в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха, где она исполняет роль куклы Олимпии — очень рекомендую.

  • Dora

    Скажите, пожалуйста, Александра, вы еще преподаете?

  • Александра

    Здравствуйте! К сожалению, сейчас нет.. очень много времени и сил уходит на сольные проекты! Может я могу дать рекомендацию.. найдите меня в соц. сети..

  • Anastassia

    какая хорошая)