new-site

Гости города:
литературный критик
Дмитрий Самойлов

О рецензиях, лекциях
и премии «Национальный бестселлер»

Два осенних дня, четырнадцатого и пятнадцатого сентября, в Центре современного искусства «Заря» проходили лекции театроведа, литературного критика и постоянного члена жюри премии «Национальный бестселлер» Мити Самойлова. Пока московский гость в перерыве между лекциями обыскивал близлежащие к «Заре» магазины в поисках шоколада с морской капустой, «Милкиса» и капитанского рома, мы узнали от него о качествах хорошей рецензии, правильном пиаре и о том, кого из критиков сегодня интересно читать.

 

Об общественной работе

Я закончил факультет театроведения школы-студии МХАТ — отучился, получил диплом. Но профессия «театровед» есть, а работы такой нет. Поэтому я занимался разными вещами, в основном рекламой — сейчас я работаю в «Афише» креативщиком. Но это профессиональная деятельность. Общественная же заключается в том, что я читаю книги, потом пишу на них рецензии. За это меня позвали в жюри премии «Национальный бестселлер». К сожалению, недавно в жизни премии и в литературной жизни вообще произошло очень грустное событие — умер идеолог премии, её вдохновитель и создатель, Виктор Леонидович Топоров — замечательный человек во всех отношениях. Он был таким литературным жандармом и литературным панком одновременно, он мог без всяких лишних сомнений кого угодно очень быстро поставить на место и дать трезвую, независимую и всегда оригинальную оценку любому писателю и любому литературному произведению.

 

О лекциях и рецензиях

Лекции в Центре современного искусства «Заря» я читаю просто потому, что знаком с куратором Катей Крыловой — она меня и позвала. А тема их была выбрана, чтобы охватить современную русскую литературу в целом, потому что не станешь же отдельно рассказывать об одном писателе, когда он вполне себе жив и сам может приехать и все про себя рассказать.

  

180-е3280-е10380-е14490-е4590-е12600-е12700-е111

Литературную критику я лично читаю для того, чтобы был какой-то камертон. Прочитал книгу и думаешь, вдруг ты чего-то не увидел, сравниваешь свое мнение о книге с профессиональной критикой. Для меня большая радость, когда в произведении мне удается заметить что-то, что не удалось увидеть другим. А что касается отзывов, которые в больших количествах сейчас появляются в интернете на форумах и в соцсетях на любую книгу или фильм — мне, к сожалению, ни разу не удавалось среди них найти те, которые можно было бы привести в пример или квалифицировать как какой-то компетентный анализ. И в данном случае компетенция не является функцией образования или какого-то звания — просто компетентную рецензию должно быть интересно читать, и она должна расширять представление о произведении.
Критерии хорошей критики довольно расплывчаты. Мне всегда нравится, когда в рецензии пересказана сюжетная коллизия — хотя я не уверен, что это неотъемлемая и обязательная часть. Естественно, должен быть выявлен какой-то общезначимый конфликт и некие референции относительно общего контекста, потому что обычно в рецензии, условно говоря, написано: «похоже на то-то». Потому что всегда что-то на что-то похоже, сравнивать вообще можно все что угодно, я глубоко в этом убежден.

 

О Владивостоке

С Владивостоком у меня было странное знакомство. Я захотел поехать на остров Русский и пытался добраться до него три часа на разных автобусах, потому что никто не мог мне точно сказать, на чем и куда ехать. Я объехал таким образом весь город, посмотрел на оба вантовых моста, но в целом он на меня произвел гнетущее впечатление, и у меня к нему сложилось такое же отношение, как к любому русскому городу, потому что практически все они отличаются безблагодатностью и запущенностью. Но потом я в этот же день встретился с замечательным человеком Славой, директором одного PR-агентства. И вот он, пиарщик от Бога, показал мне город совершенно с другой стороны. Он провел меня по замечательным, потрясающим местам, показал неповторимую архитектуру, памятники, невероятно живописные набережные с видами на порт, на какие-то подводные лодки, показал мне парки, прекрасную детскую площадку, которую вообще никогда в Москве не увидишь, железнодорожные пути, которые проходят вдоль линии моря. Это все оказало на меня очень умиротворяющее и в то же время вдохновляющее действие, я был совершенно очарован и понял, что это прекрасный город, который вообще ни с чем нельзя сравнивать — я ничего подобного никогда не видел.

 

Хорошая литературная критика 
по мнению Мити Самойлова

  • Раздел рецензий на «Афише» и просто раздел книги там же. А так же всё написанное в этом журнале прекрасным литературным критиком Львом Данилкиным.
  • Рубрика «О литературе с Виктором Топоровым» на сайте Fontanka.ru. Топоров был прекрасным критиком, переводчиком, писателем, публицистом. Он обладал неизменно оригинальным мнением по любому вопросу и всегда умел своё мнение скрупулёзно обосновать. Часто выступал с позиций, неприятных нынешней либеральной интеллигенции. Материалы можно искать здесь или здесь
  • Обязательно нужно обратить внимание на колонку Льва Васильевича Пирогова в Литературной газете — вот тут можно покопаться и отыскать настоящие сокровища критики. Также рекомендую прочитать его книгу «Хочу быть бедным» — сборник текстов о литературе и литературной критике.
  • Вот здесь можно почитать рецензии так называемого Большого жюри на книги длинного списка премии Национальный бестселлер. Рецензии бывают пристрастны и непрофессиональны, но дают представление о том, что номинируется и что проходит в финал. 
  • На сайте литературной премии Большая книга нужно обратить внимание вот на этот раздел. Здесь собраны итоги премии за все годы, все длинные и короткие списки. Фактически это хроника официального литературного процесса России.
  • Вот здесь — подборка литературных рецензий замечательного литературного критика и главного редактора издательства «Лимбус Пресс» Вадима Левенталя.