new-site

Гости города: Liquid
Theatre

Режиссер и продюсер театра — о формате,
постановках и о реакции зрителей Владивостока

Liquid Theatre в сентябре показал свое мастерство Владивостоку трижды — один раз на биеннале визуальных искусств и дважды в центре современного искусства «Заря». Режиссер Андрей Смирнов и продюсер театра Ольга Коршакова рассказали «Вл3000» о своем театре, о том, что увидел зритель Владивостока и как на это отреагировал.

«Liquid Theatre» — текучий, жидкий, перетекающий из одного пространства в другое — едва ли не единственный в стране театр, который работает в жанре site-specific. Спектакли театра вырастают из территории, на которой актеры находятся здесь и сейчас, будь то фабрика, парк, двор жилого дома, вокзал или лестница театра. Для новой постановки нужен лишь импульс, тема, пружина, которая расталкивает актеров в разные стороны. Оказавшись в разных точках одного пространства, они начинают работать, совершенствуя все свои умения — танец, акробатику, драматическое искусство. В театре работают люди из Москвы, Петербурга и Челябинска, постановки проходят с 2003 года.

1 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2

О театре

Liquid Theatre существует уже около десяти лет. Наш театр точно не первый из тех, кто работает в таком формате. Просто никто в России не занимается этим последовательно. Есть некий костяк театра — человек пятнадцать. Но если взять все проекты, реализованные за время существования театра, то можно насчитать более пятидесяти людей. Берясь за новый проект, мы всегда учимся чему-то новому — это и работа с огнем, и акробатика, и современный танец. Кроме того, многие в театре имеют несколько специальностей. Олег Толкунов, например, является одновременно и артистом, и художником по свету. И режиссер может выходить на сцену. Он же может заниматься и музыкальным сопровождением. Художник спектакля Елизавета Дзуцева тоже выходит на сцену. Нам комфортно в такой форме, когда мы многое делаем сами.

В Liquid Theatre очень важна команда. В первую очередь, мы единомышленники и друзья. И уже вокруг этого возникает труппа. Если есть друзья, то нет никаких страхов. Два человека из театра сегодня живут в Челябинске. Еще одна участница живет в Санкт-Петербурге. Конечно, с такой географией возникают некоторые сложности. Мы не всегда можем собираться все вместе. Например, спектакль «Пока ты здесь» — это проект московской части театра. Возможно, в будущем, к Liquid Theatre присоединится кто-то еще, но для этого необходимо, чтобы человек был нам другом и был нужен нашему театру.

Наш театр основывается на традиционном театральном искусстве. Почти у всех у нас высшее театральное образование. Нас учили, что в центре театра всегда должен быть человек. О чем бы мы ни говорили, все равно в центре стоит человек, человеческие взаимоотношения и проблемы человека. Выходя на сцену, мы опять же взаимодействуем с людьми — со своим партнером, со зрителями. Пожалуй, мы в этом плане даже вступаем в некое противоречие с тем, что принято называть современным искусством.

Мы всегда стараемся «зашить» в тело спектакля такие зоны, в которых актер может позволить себе некую импровизацию. Кроме того, мы каждый раз что-то меняем в спектакле, буквально несколько движений. Это желание не терять свежесть восприятия, чтобы не было пресыщения, которое приходит после большого количества повторений.

О начинаниях

Если ты хочешь что-то делать — надо делать. И как только начнешь — поймешь, чего не хватает. Но когда хочешь сделать независимый коллектив, нужно понимать: есть стартовый период, самый сложный, который нужно перетерпеть. Первое время театр точно не будет приносить никаких денег и будет отнимать все свободное время. И это надо преодолеть. Это потом, вероятно, будет возможность ездить и на гастроли, и на фестивали, и пригласить в проект того, кого хочешь. Но изначально без желания что-то делать ничего не получится. Театр вообще без этого умирает.

Для того чтобы о вас узнали, необходимо распространять информацию. Необходимо делать ролики, чтобы их было интересно смотреть. Нужно придумывать тексты. И самое главное, что всем сейчас это доступно, у всех есть возможность пользоваться соцсетями. Не нужно быть супернеобыкновенным или супербогатым человеком, чтобы это все сделать. Правда, иногда, чтобы театр стал известен в родном городе, труппе надо съездить на гастроли в Европу, а когда там скажут, что это хороший театр, он заслужит внимание и у себя дома.

 

О постановках Flowers
и «Пока ты здесь»

Мы привезли во Владивосток тонну груза, но все это — оборудование, включая и свет. В постановке Flowers декорациями нам служила набережная Цесаревича. В «Пока ты здесь» декораций по минимуму — это белый танцевальный линолеум, который одновременно является и экраном.

Flowers — уличный спектакль, который был создан для фестивалей. Его зрителями могут быть прохожие. Мы сыграли его на набережной Цесаревича, и многие пришли специально посмотреть Liquid Theatre. Мы раздавали флаеры следующего спектакля «Пока ты здесь», а зрители говорили, что уже на него зарегистрировались. Подача уличного спектакля и работа со зрительским вниманием отличается от спектакля в помещении. На улице нам нужно работать так, чтобы прохожий остановился и, возможно, поменял свои планы на ближайшие 15 или 30 минут, пока мы «говорим» то, что хотим сказать. «Говорим» в кавычках, потому что наши постановки по большей части без слов.

 «Пока ты здесь» — это спектакль, основанный на нашем впечатлении от посещения наркологической больницы, от людей, с которыми мы работали три месяца, посещая реабилитационное отделение 1-2 раза в неделю. Мы просто разговаривали с пациентами. Причем разговоры были не о том, что пить или колоться — плохо. Мы разговаривали, например, о снах — они нам рассказывали свои сновидения, мы им свои. Несколько раз мы вместе ходили в театр, потом обсуждали спектакли. По итогу этой социальной работы мы сделали спектакль. Мы не пытались изобразить этих людей, не пытались рассказать их историй. Сделали его в первую очередь про себя и про свои зависимости.

Все по-разному восприняли эту постановку: кто-то увидел в ней свет и оптимизм, другие считают ее депрессивной, кто-то ничего не понял. Такая же реакция была и у пациентов наркологического диспансера — кто-то обиделся, кто-то очень смеялся, кто-то гордился тем, что стал соавтором спектакля — в постановке использованы маски, нарисованные пациентами.

В России не принято обсуждать спектакль после просмотра. Это скорее западная традиция. Мы не практиковали этого до постановки «Пока ты здесь». Этот спектакль обсуждаем почти всегда. По нашему ощущению, говорить со зрителями  о спектакле, особенно об этом спектакле — очень важная практика для театра. Иногда просто необходимо найти верные формулировки и понять, что зрители думают о том, что ты сделал.

О реакции зрителей во Владивостоке

У нас сложилось впечатление, что жители Владивостока испытывают дефицит культурных событий, связанных с современным актуальным искусством в разных жанрах. Думается, что именно поэтому сейчас появился центр современного искусства «Заря».

Впервые за то время, что мы играем спектакль «Пока ты здесь», нам аплодировали буквально после каждой сцены. И на финальных аплодисментах зал встал. Это было очень по-новому для нас.