new-site

Наши люди:
Марк Колтунов
в Барселоне

Будущий кинокомпозитор рассказывает
о своей учебе в Испании

Марку Колтунову недавно исполнилось двадцать лет. Во Владивостоке он окончил два курса Восточного института ДВГУ. Занимался в школе верхнего брейка «Пластик-А» и был диджеем в ночном клубе Placebo. В 2009 году уехал учиться в Испанию по специальности «Туризм», затем поступил на аудиоинженера.

О переезде и выборе института

В Барселону я переехал только летом 2012 года. До этого год изучал испанский язык в Саламанке, затем поступил в государственный университет в Валенсии, предварительно сдав местный ЕГЭ. Цена образования приятно удивила — всего 750 евро в год. Обучался я по специальности «туризм», мне просто нужно было получить качественное европейское образование. После года в университете понял, что это не мое, потому что я с детства стремился заниматься музыкой, писать ее. Начал искать, где мог бы учиться этому.

Мой выбор остановился на мировой сети институтов SAE, работающих под патронажем Middlesex University London. Именно в SAE предоставляется курс аудиоинженерии, разделенный на три года. Единственной проблемой стала оплата за обучение, так как стоимость обучения в этом частном институте за первый год составила 8560 евро. Цена новой машины. И за это я буду вечно благодарен своим родителям, потому что они в меня поверили. Так я стал студентом SAE Institute Barcelona.

О системе обучения

SAE Institute является частью сети частных институтов, функционирующей по всему миру, поэтому программа обучения у него отличается от государственных. Курс поделен на четыре блока (четверти), каждый из которых заканчивается экзаменом по теории. Теоретический материал на тестах суммируют с каждой четвертью, поэтому в финальном тесте вместо 150 будет уже 400 вопросов. Расслабиться не удается — баллы для успешной сдачи тоже суммируются. Классы проводятся специалистами в своей области, четыре раза в неделю, по две пары в день. Остальное время отведено на личную практику студентов.

Если говорить о предметах, то моя первая четверть состояла целиком и полностью из основ: теория звука, немного математики, MIDI, конвертация аудиосигнала, история развития и тому подобное. Следующая четверть делала акцент на работу в студии, живых концертах и прочее, прочее, прочее. Все это жутко полезно, и ты впитываешь любую крупицу информации, как губка. Особенно когда велик шанс, что на следующий день ты поедешь в один из концертных залов Барселоны и будешь применять эти знания на практике.

tascam

Учебная студия Tascam 

Часто после каждой темы дают практическое задание, которое можно сделать в студенческих лабораториях и студиях. У нас есть четыре профессиональных студии Tascam, SSL AWS900+, Control 24, ICON, около двадцати компьютерных лабораторий с необходимым программным обеспечением и оборудованием. Кроме этого, есть четыре акустически подготовленных зала для записи звука — кабина для голоса, большой «живой» зал для групп, малый зал для отдельных инструментов и дополнительный зал. У тебя есть уникальный шанс потрогать, послушать, ошибиться, снова ошибиться и наконец действительно научиться чему-то — не в теории, а методом проб и ошибок, на практике. Ведь представлять себе, что такое консоль на тридцать два канала, — это одно, а сидеть за ней — совсем другое.

icon

Учебная студия ICON

Задачи практических заданий зачастую полностью совпадают с будущей работой аудиоинженера: записать группу, подготовить полноценный микс для мастеринга, написать исследовательскую работу на выбранную тему, сочинить электронную композицию с помощью MIDI, сделать полный дубляж зарубежного кинотрейлера, подготовить мультитрек-микс в Surround 5.1 и тому подобное. Все это невероятно интересно, поэтому занимаешься с удовольствием.

О специализации

Если говорить о моей профессиональной специализации, то я композитор и по совместительству аудиоинженер. С технической стороны в мои обязанности входит умение «сводить» аудиодорожки (миксовать/обрабатывать) таким образом, чтобы из какофонии звуков получилось гармоничное сочетание, приятное слуху. Будь то живое выступление или работа в студии, я отвечаю за то, чтобы звук дошел до слушателя так, как это было задумано изначально.

К примеру, работа диджея: две CD-деки и двухканальный микшер посередине. Диджей сводит две записанные и обработанные дорожки, основываясь на ритме одной из них. Все это делается с помощью микшера (вон той штуки с огоньками посередине). А теперь представьте, что в микшере вместо двух каналов — тридцать два. И на каждой полосе канала по эквалайзеру, компрессору и еще множество кнопок и тумблеров. В этом и заключается основная идея: из десятков дорожек свести все в одну — стерео, и чтобы это отлично звучало. Этот процесс — уже искусство само по себе.

sound1

Занятие по звуку для кино в учебной студии Control 24

Поступив в SAE, я был уверен, что хочу записывать треки для Emeli Sande, John Legend, Adele. Но послушав лекции про звук для кино и важность музыкального сопровождения для видеоряда, я невольно заинтересовался саундтреками и всем, что с ними связано. Так я и ушел с головой в тему музыки для кино и видеоигр, на которую и стараюсь сейчас делать основной акцент, не забывая развиваться технически. И потом только заметил, что мои музыкальные предпочтения сдвинулись в сторону классической музыки, джаза и оркестровых сочинений композиторов. На мой взгляд, затмить мощь и экспрессию оркестра вместе с хорошей аранжировкой невозможно ничем. 

На данном этапе мне сильно импонирует музыка гениального John Williams («Звездные Войны», «Парк Юрского Периода», «Индиана Джонс», «Список Шиндлера»). Наряду с ним стоит минималист Clint Mansell («Фонтан», «Луна 2112», «Реквием по мечте») и невероятно талантливый Michael McCann (Deus Ex:Human Revolution, XCOM:Enemy Unknown). Ну и конечно же, не менее известный Hans Zimmer («Последний самурай», трилогия «Темный рыцарь», «Пираты Карибского моря», «Гладиатор»).

610-Mark - 1

О псевдониме и опыте работы

Я выбрал себе псевдоним Mark Helder, чтобы выйти на международный уровень. Необходимо было что-то солидное и легко запоминающееся. Придумали с моим лучшим другом фамилию Хельдер, которая явно отдает немецкими корнями. Никакой загадки.

За время моего короткого обучения я сотрудничал с несколькими испанскими группами. Одну из них записывал вживую и после делал микс, а для другой — сочинил аранжировку. Помимо этого занимался мастерингом (процессом адаптации/корректировки финального микса для целевой аудитории) двух треков моего хорошего друга Pink Rat (Александр Алейников).

В сфере кино я начал работать сравнительно недавно. Самое тесное сотрудничество случилось у меня с проектом «Кинокурс» во Владивостоке и его инициатором Тихоном Макаровым. Мы уже закончили короткометражки «Близнецы» и «Выпуск новостей». Недавно поступило предложение о полноценном саундтреке для испанского хоррор-фильма «Solo Estan Ellos», который выйдет в зарубежный прокат на DVD. Пожалуй, это будет моя первая серьезная и самая сложная работа.

Фильм Тихона Макарова «Выпуск новостей», музыка — Марк Колтунов

О домашней студии

У меня скромная студия вполне стандартной комплектации, которая все еще требует доработок и денежных вложений. Основа всего, она же и самая дорогая часть — Macbook Pro с увеличенной операционной памятью, что позволяет ускорить обработку и использование сэмплов. Есть пара активных мониторов ближнего радиуса Alesis MKII, midi-клавиатура на 44 клавиши, внешняя звуковая карта Focusrite Saffire 6 и ужасная акустика обыкновенной квартиры. Последнее отчасти удается компенсировать встроенным графическим эквалайзером, вырезая особо резонирующие частоты и панели-глушители средних частот по периметру рабочего места. Это одна из причин, почему я в основном миксую в наушниках. Наушники — Sennheiser HD 380 Pro, хороший вариант для бюджетных студий. 

Home studio

Вторая самая дорогая часть студии — это софт, а именно сэмплерные библиотеки. Вот здесь мне пришлось провести сотни часов в сети, чтобы выбрать материал. Зачастую лидеры рынка стоят от 1000 долларов и выше.  Естественно, половина из того, что у меня установлено, — не совсем легально. Полностью лицензионный софт могут себе позволить далеко не все. Я искренне планирую заменить пиратские копии легальными аналогами. Как только получу свой первый гонорар.

Однако, всю свою музыку я покупаю за деньги из банального уважения к людям, которые над ней работали. Когда знаешь, сколько сил на самом деле уходит, чтобы донести хотя бы один трек до слушателя, а потом продать его за каких-то 15 рублей на iTunes, совесть не позволяет скачивать.

О жизни в Испании 

Сейчас я снимаю квартиру в Барселоне, недалеко от института и в десяти минутах от пляжа. До этого жил либо в общежитии, либо с друзьями. В Испании всегда получалось так, что я был весь такой серьезный, — приехал сюда выучиться и чего-то добиться, так что до поиска друзей мне дела особого не было. Строил из себя сурового русского горца (улыбается). Однако, они все равно появлялись сами по себе, по воле случая. Больше всего друзей заводишь именно в языковых школах, потому что там люди такие же, как и ты, — поначалу испуганные и замкнутые, но затем все более раскрепощенные и уверенные в себе. У вас с ними схожие интересы: отучиться, изучить окрестности, хорошо отдохнуть. К тому же, разнообразие рас и национальностей очень велико, так что скучать не приходится.

barcelona - port vell

Испанцы — очень дружелюбные и раскрепощенные люди. Это немного обезоруживает при первой встрече. У них телесный контакт — часть культуры, у нас же принято уважительно держать дистанцию. Так что если вы только познакомились с испанцем, а он уже дружелюбно хлопает вас по колену, не пугайтесь. Еще испанцы — невероятные «бумажники и ленивцы». Бюрократия в этой стране в разы хуже, чем в нашей. С ними нельзя договориться, дать взятку или попросить по-человечески помочь. А ленивцы, потому что из-за географического расположения, избытка вина и фруктов расположены к более расслабленному образу жизни, нежели суровые русские витязи.

В Испании появляется желание стать лучше и двигаться вперед. Страна, город и окружение положительно на это влияют. Когда ты каждый день выходишь навстречу солнцу и улыбающимся людям, то невольно возникает желание творить и развиваться.

  • Юлия Бодухина

    Очень позитивно!)))
    Такие истории и сами люди очень вдохновляют! :)