new-site

Молодые преподаватели:
Дальневосточный федеральный
университет

О выборе профессии, отношении
к студентам и своем будущем

«Вл3000» пообщался с ассистентами и старшими преподавателями Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), чтобы понять, из чего складывается их работа и какие эмоции они испытывают по этому поводу.

 

sav

Яна Савченко

Ассистент кафедры китаеведения.
Стаж работы — 2 года

Когда я была студенткой, то работу преподавателя представляла себе так: подготовился к парам, провел занятия, проверил контрольные и свободен. На деле оказалось все гораздо сложнее. Нужно писать планы, составлять отчеты, осуществлять кураторскую работу и выполнять еще уйму различных обязанностей. 

Без тени скромности могу сказать, что учиться на языковом факультете очень сложно. Но, окончив факультет, я осталась преподавать на кафедре. Хотя в профессию педагога пришла раньше — сначала работала репетитором, потом в клубе иностранных языков. Сейчас уже два года преподаю китайский в ДВФУ.

Отношения со студентами у меня очень хорошие. Конечно, все ребята разные, к каждому нужен особый подход. На занятиях я веду себя строго, задаю много домашней работы, спрашиваю все «от» и «до». Но студенты не обижаются — понимают, что раз поступили в университет на эту специальность, то работать нужно не покладая рук. На занятиях у нас часто весело. Мы делаем переводы с русского на китайский и наоборот. Иногда первокурсники такого «напереводят», что потом весь день вспоминаешь и улыбаешься. Я все хочу тетрадку себе завести с «правильными» переводами студентов.

Мы работаем в сложный для университета период «перестройки». Идея большого федерального университета, где все корпуса собраны в одном месте, конечно, хорошая, но ее воплощение пока вызывает больше вопросов и у студентов, и у педагогов.

На данный момент я не могу представить себя ни в каком другом амплуа, кроме учителя. В планах — поехать на время преподавать за границу. А вообще мне очень нравится работать в университете, общаться со студентами. Единственный минус — низкая заработная плата. Надеюсь, что когда-нибудь наша профессия станет одной из высокооплачиваемых.

 

pos

Родион Поспелов

Ассистент кафедры гражданского и предпринимательского
права. 
Стаж работы — 1 год

Я никогда не представлял себя в качестве педагога. С третьего курса подрабатывал помощником адвоката, учился и занимался спортом. А на пятом курсе мне предложили поступить в аспирантуру и стать преподавателем.

Несомненно, эта деятельность дает целый спектр возможностей развития. Совмещение работы и учебы в аспирантуре — несомненный плюс. А еще с осени прошлого года мы с коллегами повышаем свой уровень английского, работая на курсах Intensive English course. Перспективы международного сотрудничества и обмена опытом с иностранными специалистами не могут не радовать. 

В то же время не все так гладко. Речь идет об учебном процессе и мотивации студентов. Если большинство первокурсников реально заинтересованы процессом обучения, то на последних курсах ситуация кардинально противоположная.

Некоторые студенты, возможно, не готовы воспринимать молодого преподавателя всерьез. По крайней мере, до сессии. Все знают, что пытаться сдать мне учебный предмет без подготовки бессмысленно. Но всегда приятно, когда учащиеся задают профессиональные вопросы и делятся своими соображениями.

Я считаю, что преподаватель должен быть всесторонне развитой личностью. Нужно постоянно работать над собой. В данный момент основной моей задачей является подготовка и защита диссертации. Одновременно с этим — повышение уровня английского, а затем и преподавание дисциплин на иностранном языке. 

Размер зарплаты не является для меня критерием выбора профессии. Если расти и развиваться, то и заработок будет увеличиваться. Мне интересно работать со студентами. Я же не только учу, но и учусь вместе с ними.

 

sul

Алина Султанова

Старший преподаватель кафедры менеджмента.
Стаж работы — 6 лет

Еще с детства я мечтала стать преподавателем — играла в школу, обучая кукол и исписывая мелом шкаф в комнате. Но все-таки в профессию пришла неожиданно для себя. Будучи студенткой четвертого курса, получила предложение остаться и преподавать в университете. В то время менеджмент являлся для меня чем-то большим, чем просто учебная дисциплина. Окончив вуз, я получила еще одно высшее образование по специальности «Преподаватель высшей школы» и приступила к преподавательской деятельности в университете. 

Моя работа является для меня очень важной, так как я осознаю всю ответственность, которая лежит на мне перед обществом и студентами, которых обучаю. Я и сама постоянно чему-то учусь — умению понимать людей, прислушиваться к ним.

Со студентами отношения у меня замечательные, но при этом я, как мне кажется, довольно строгий преподаватель. Для меня и в работе, и в жизни главным принципом является справедливость. Думаю, что мои студенты это понимают и принимают. Со многими ребятами я общаюсь и после того, как они получают дипломы и покидают университетские стены.

Я позитивно смотрю на жизнь и стараюсь отмечать только положительные моменты в моей работе, так что о трудностях говорить сложно. Хотя та неясность и неопределенность, которая сложилась сейчас в ДВФУ, иногда наводит на печальные размышления. Но я все-таки верю, что все, что ни делается — к лучшему. 

В ближайших планах у меня — защита диссертации. В этом году я сдала два кандидатских экзамена. А мечта, наверное, получить докторскую степень. Но, хоть я и менеджер, а планировать свою жизнь на длительный срок не люблю.

Я считаю, что быть преподавателем — это призвание. Меня часто спрашивают: «Алина, тебе что, нравится работать в университете?» А я, не раздумывая, отвечаю: «Да, очень нравится!»

 

po

Василина Попиль

Ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью.
Стаж работы — 1 год

За полгода до окончания университета я решила, что из меня выйдет неплохой педагог.  Мои родители — учителя в школе, поэтому преподавательская «кухня» была известна с детства. Получив диплом по рекламе, я окончила аспирантуру по социологии, а также получила дополнительное образование, став преподавателем высшей школы. Год назад меня приняли работать на родную кафедру. 

Сначала было сложно привыкнуть к корпусам университета, в которых я, будучи студенткой, не училась. Со временем у меня появились любимые и нелюбимые аудитории, а также «внутренняя напоминалка» о том, что с собой нести на занятия — мел или маркер.

В моей студенческой жизни было не так много преподавателей, которые запомнились и стали для меня значимыми. Может быть, и меня некоторые студенты недолюбливают, но, как говорится, насильно мил не будешь. Проблем в общении с учащимися я не испытываю, стараюсь быть с ними «на одной волне».

Мне нравится моя работа, несмотря на то, что она достаточно тяжелая. Приятно, когда студенты, у которых я вела пары в прошлом семестре, улыбаются мне в коридорах университета. Люблю, когда когда после лекций учащиеся задают вопросы, а на семинарах у них рождаются гениальные идеи.

В ближайшее время планирую защитить диссертацию «Имидж Приморья как фактор влияния на миграционные настроения жителей края». Не знаю, что там ждет нас за поворотом, но в любом случае хотела бы преподавать в университете, хотя бы несколько пар в неделю.

 

tit

Семен Титов

Ассистент кафедры адаптивной физической культуры и спорта.
Стаж работы — 4 года

Я много лет занимался спортом и всегда хотел развиваться именно в этой области. Учился на специальности «Адаптивная физкультура», закончил магистратуру и стал преподавать в университете у специальной медицинской группы.

Не думал, что студенты воспримут молодого преподавателя всерьез. Но, к  моему удивлению, ребята настолько дисциплинированы и воспитаны, что никаких проблем у меня с ними не возникло.

Университет дает большие возможности и студентам, и преподавателям: стажировки, гранты, новая система образования, рост зарплаты. Единственный минус, на мой взгляд, небольшое количество бюджетных мест в аспирантуре.

Сейчас в моих планах — получить кандидатскую степень. Не знаю, преподавать для меня — это призвание или просто этап в жизни. Уверен в одном, что мне очень нравится то, что я делаю.

  • Anastassia

    горжусь коллегами) с нашими зарплатами учить фазаняточек – это надо быть фанатом. но кто, если не мы)

  • Алексей Баранов

    Смешно, мало того что большинство молодежи россии тупеет “на глазах” из за недостатка образовательной системы так еще и в фед. ун. увольняют старых преподавателей опытных как в обучении и работы с молодежью так и практикой”, я не фанат конечно в исключительных случаев старых преподавателей, т.к. по экономике знания который мне давали были 15 летней давности и который мне не то что не пригодились а более того даже мешали, а чему меня сможет научить молодая курва с опытом работы 1-3 лет? я сейчас в интернете больше узнаю за эти полтора часа чем она мне сможет рассказать на паре, к тому же “девушки” преподаватели в возрасте до 30 лет думают о возможности завести семью и т.д. а не о том как научить свою группу и т.д.
    P.S. самая бредовая идея из всех которые я видел в гос. лучше уж сразу закрыть все образовательные учреждения, все равно ничему не учат уже…..

  • доцент ДВФУ

    Статья еще раз показала, что в ДВФУ бардак и “рулят” там не профессионалы. Ассистенты не имеют права самостоятельно проводить лекционные занятия и, соответственно, принимать зачеты и экзамены. Да и требования к наличию определенного стажа работы тоже редко соблюдаются при назначении на эту должность (1 год работы в образовательном учреждении, за исключением окончивших аспирантуру или имеющих кандидатскую степень).

  • Vita Yurchik

    Полностью поддерживаю слова “Доцента ДВФУ”!

    в статье – пустые стандартные фразы. Пишу исключительно о своем опыте (!)…Отучившись в ДВФУ на востоковедении, где у нашего курса 70% были молодые преподаватели (до 35 лет), прочуствовала на себе всю их безответственность, непрофессионализм, их собственную необразованность, зашоренность, отсутствие какой-либо методики…

    весь 3ий курс мы изучали корейский язык по учебнику, написанному вручную в 50ые годы, а ведь уже больше 15 лет были открыты границы и учебники можно было просто закупить, хотя бы за наш счет – студентов…
    Лишь отучившись в южнокорейских и английский университетах, могу сказать, что получила высшее образование.
    ДВГУ (ДВФУ) – пятилетняя потеря времени и с трудом верится, что там что-либо будет меняться – типичная потёмкинская деревушка. Для действительно качественных изменений должно переродится несколько поколений, которые забудут “совок”, которые объездят весь мир и не будут ограничивать себя 5ю курсами сидения в ДВГУ…