new-site

Прямая речь:
Виктор Шалай об обновлении 
музея Арсеньева

Экскурсия по стройке
с директором музея

«Вл3000» попросил Виктора Шалая рассказать, каким мы увидим музей в скором будущем, и показать, на какой стадии сейчас находится ремонт в главном корпусе на Светланской.

 

Возможности обновления мы ждали давно. Не стояли на месте, нарабатывали опыт, берегли то, что имели (коллекции, здания, техническое оснащение), но все-таки мечтали о большем. Масштабы задач увеличивались год от года. Особенно там, где дело касалось физического состояния музейных пространств и тех экспозиций, которые были в них представлены. Последние годы для нас — период все возрастающей требовательности посетителей. Жители Приморья узнавали другие страны, сравнивали уровень сервиса заграничных музеев и наших. Параллельно с этим развивался рынок культурных услуг в крае, увеличивалась конкуренция, росла уверенность самих музейщиков в необходимости скорейшего масштабного преображения. 

museum  (1) museum  (2) museum  (3)-22222 museum  (4) museum  (5) museum  (6) museum  (7)

В минувшем году, сверив с администрацией образ и стандарты будущего музея, мы получили поддержку в лице государства и начали масштабную работу по превращению музея Арсеньева в современное музейное пространство. 

О современном музейном сервисе

Раньше, когда вы заходили в музей, вас встречал кассир или вахтер, в обязанности которых не входило консультирование. По этой причине посетители не всегда могли получить ответы на свои вопросы. Мы принципиально пересмотрели сам подход к приему гостей и учредили целую «Службу гостеприимства». В главном вестибюле теперь появится ресепшн, а встречать гостей будет специальный администратор, говорящий на двух языках и готовый предоставить любую информацию о том, что происходит на девяти площадках музея.

Гардероб мы перенесли из подвала на первый этаж. Кроме того, мы установили пандусы вместо ступеней, чтобы посетителям в возрасте, а также людям с ограниченными физическими возможностями было максимально удобно.

В основных зданиях музея смонтировали систему видеонаблюдения, которая позволит нам ненавязчиво обеспечивать безопасность посетителей. Во всех залах работает Wi-Fi и разрешена фотосъемка. Экскурсии проводятся совершенно бесплатно. Для тех, кому удобнее «знакомиться с прекрасным» в вечернее время, мы продлили рабочий день до 19:00 и каждый понедельник сделали днем бесплатного посещения.

Накануне ремонта мы поставили себе задачу «достать» из-под советского и постсоветского декора элементы интерьера, которые сохранились со времен Сибирского банка и Торгового дома «Чурин и Ко» — они раньше располагались в здании нашего музея. Например, в одном зале мы восстановили оригинальный пол с красивой метлахской плиткой, которая все это время «скрывалась» под слоем разных покрытиий. В залах «Природы Приморского края» отыскался старинный банковский сейф. А на втором этаже мы с коллегами обнаружили барельеф, на котором в стиле соцреализма изображены революционеры на баррикадах. Он сохранился со времен музея Ленина. 

О музейных экспозициях

На первом этаже у нас по-прежнему находится «Зал природы». На втором расположатся «Зал археологии», «Зал этнографии» и «Кабинет исследователя». А в анфиладе из пяти залов развернется экспозиция под названием «Время людей», которая будет рассказывать историю Приморского края со времен первых переселенцев до Великого исхода времен Гражданской войны.  

Мы планируем достать из запасников все лучшее, что у нас есть и что мы не могли показать из-за отсутствия места на выставочных площадках. Любая экспозиция предполагает индивидуальный дизайн, декорации и наличие большого пространства. Российские музеи это очень любят. Мы же решили пойти по пути западных коллег: делаем «чистые» пространства. Звук, правильный свет и цвет — это то, что дает нам возможность сегодня показать одно, а завтра другое. 

museum dizain (1) museum dizain (2) museum dizain (3) museum dizain (4) museum dizain (5)

На третьем этажа сейчас территория временных выставочных проектов. Хоть музей и ремонтируется, но работу свою не прекращает. Вы можете побродить по нашему любимому «Залу Элеоноры Прей», заглянуть на выставки «Магия клинка», «Русский Китай», «Дни в Романовке. История русского старообрядческого села в Манчжурии». Последняя, к слову, является итогом 15-летней работы исследователей. Эту уникальную выставку мы показывали в декабре 2012 года в Московском доме фотографии, и она побила все рекорды посещаемости — 70 тысяч человек за две недели. 

О музейных хранилищах

Знаете, кто самый главный человек в музее? Хранитель. Важно не только выставлять, собирать, выкупать или принимать в дар экспонаты, но и правильно их хранить. Хранилища — это святая святых любого музея. Туда просто так не может войти ни посетитель, ни обычный работник музея, ни даже директор. То, что мы видим на выставке, — одна часть музейной реальности. А хранилища, реставрационные мастерские, музейные исследования — другая.

В конце прошлого года мы получили новое оборудование из Южной Кореи, Китая и России для наших хранилищ. До этого шифоньеры и полки делали сами. Но согласитесь, что верх непрофессионализма хранить уникальные экспонаты в шкафах 1975 года. Поэтому, как только мы получили государственную поддержку, то первым делом купили современное оборудование. Во Владивостоке еще нигде такого нет. Теперь мы можем следовать общепринятым стандартам: выставлять подходящий режим влажности, температуры, хранить экспонаты в наиболее удобных положениях.

museum remont  (1) museum remont  (2) museum remont  (3) museum remont  (4) museum remont  (5) museum remont  (6) museum remont  (7) museum remont  (8) museum remont  (9) museum remont  (10) museum remont  (11) museum remont  (12) museum remont  (13) museum remont  (14) museum remont  (15)

Коллекция нашего музея насчитывает более 470 тысяч экспонатов. Каждый предмет искусства должен стоять на своем месте. Для этого существуют специальные правила учета и хранения объектов, ведутся специальные реестры, составляется электронный каталог. Все это делается для того, чтобы поиск экспоната и информации о нем занимал как можно меньше времени. 

О служебных помещениях

Раньше посетители и работники музея ходили через одну дверь, а двери служебных кабинетов выходили прямо в экспозицию. Что было неудобно и для гостей, и для персонала. В музее никто никому не должен мешать. По этой причине мы осуществили масштабный переезд внутри главного здания и разделили его на два крыла: территория для посетителей и, что называется, staff only. Иначе говоря — «Кухня», где исследователи, хранители, педагоги и дизайнеры готовят музейный продукт, и «Гостиная» — где все пришедшие могут этот продукт «попробовать». 

К дизайну уборной наши архитекторы тоже подошли творчески. Команда Concrete Jungle совместно с Алексеем Ореховым создали настоящее произведение искусства — интерактивную инсталляцию под названием «Объект-объект». Любой человек может оставить ненужную ему вещь в ячейке «объекта» и взять взамен понравившийся предмет, который ранее оставил кто-нибудь другой.

  • http://www.facebook.com/vsamovaroff ViGtor Samovaroff

    Не ожидал такого масштаба. Хочется скорее увидеть это своими глазами!

  • Ксения

    Здорово, да, хочется посмотреть, что получится. Виктор – молодец :)

  • Роман

    Отличный материал. Ждем открытия!

  • миха

    Отлично, совок оставить только в экспозициях

  • Игорь

    Молодцы! Огромной удачи Вам!

  • Ann

    Очень здорово! Правда молодцы, Удачи и успехов! а кто делал новый фирменный стиль?

    • Оль

      Да, было бы очень интересно послушать дизайнеров, занимающихся этим проектом

      • Belyaeva Ekaterina

        Василий Корнеев

  • Belyaeva Ekaterina

    по-моему, это как-то не вежливо – даже не упомянуть кто делал весь дизайнер. Вась – респект тебе!

    • Виктор Шалай

      Екатерина) спасибо что про дизайнеров упомянули) Только имейте ввиду что их целая группа… Там Вам и Андрей Василенко, “рисовавший” зал Археологии. И Вадим Герасименко с Феликсом Машковым, обустроившим наши рекреации. И Светлана Воронина и конечно упомянутый Вами Василий Корнеев, взявший на себя большую часть работ по визуализации замыслов, иногда авторских, а иногда и коллективных. Есть ещё художники по звуку, видео и даже свету. Для упоминания их будет отдельная возможность, я надеюсь. Но благодаря вам использую, пожалуй, эту. Благодарности ведь много не бывает))

  • Jule Berdnikova

    Какие молодцы, что взялись за это)) давно хотелось уже глобального ремонта для нашего Музея и Цирка:)