new-site

Взгляд изнутри:
Музыкант во Владивостоке

Монолог о том, что происходит
с музыкантами в городе

Музыкант — это понятие, которое может заключать в себе столько смыслов, что становится неясно, почему разных людей называют одним и тем же словом. Рок-звезды, звезды российской эстрады, легенды джаза или простые ребята с гитарами, выпускники консерваторий, великие композиторы и менее великие стритовщики-попрошайки — все в одну кучу, и все они — музыканты! Во Владивостоке они вообще третьи по численности после диджеев и фотографов.

У нас есть два музыкальных образовательных учреждения. Во-первых, это Приморский краевой колледж искусств, который еще до недавних пор был Владивостокским музыкальным училищем. И Дальневосточная государственная академия искусств — на момент создания, кстати, первый в России вуз, объединивший в себе три вида искусства: музыку, театр, живопись. Если же поступление в колледж не является особенным показателем, то вот обучение в академии уже говорит о стойком желании связать свою жизнь с музыкой. Несмотря на то, что в академию приезжают учиться студенты из разных городов края и региона, их все равно чрезвычайно мало.

В музыку едва ли можно прийти просто так, случайно, лишь бы поступить. У каждого свои причины и следствия, но что точно объединяет всех, так это любовь к музыке. И, к сожалению, чем дальше, тем больше любовь к прекрасному сменяется банальной необходимостью. Происходит это под влиянием вполне объяснимых факторов. 

Фактор номер один — образование в Академии искусств. Студенты расходятся во мнениях, глядя на одни и те же проблемы по-разному. Сам уровень преподавания, компетентность преподавателей и их профессионализм сомнения не вызывает, многие заканчивали вузы на западе. Однако тут в силу вступает типичная проблема российского образования — «преподавателям это не нужно, им это не интересно, они этого не хотят». Также, по причине немногочисленности обучающихся, отсутствует банальная конкуренция.

В академии царит обстановка всеобщей расслабленности и безнаказанности, если ты уже хороший музыкант, то быть отчисленным — это редкость. В результате — отсутствие мотивации, что во многом тормозит профессиональное развитие. Самая большая проблема ДВГАИ — отсутствие эстрадно-джазового отделения. То есть выбор в настоящее время есть только между исполнением классической музыки и народной. Потому что некому преподавать, все преподаватели академии — сами выпускники классических и народных отделений. Кто-то интересуется джазом, но все это на уровне самодеятельности. С материальной базой в академии проблем нет — новые инструменты покупают, залы ремонтируют.

«
Музыканты с легкостью
показывают чудеса умения усидеть на двух
стульях или даже на трех
»

Фактор номер два — работа. Простая арифметика — семь лет музыкальной школы, четыре года училища, шесть лет академии, а в итоге вы высококвалифицированный… хм, кларнетист, тубист, аккордеонист? Да кто угодно! Звучит не очень впечатляюще, особенно когда ты знаешь, что заработная плата в оркестрах колеблется от десяти до пятнадцати тысяч в месяц. Вот тут и начинается самое интересное.

Музыканты с легкостью показывают чудеса умения усидеть на двух стульях или даже на трех. Из-за чего возникают постоянные накладки, хроническая неуспеваемость — и к профессиональным болезням рук прибавляются еще и нервы. Отсутствие нормального заработка дает свои результаты еще на этапе учебы. Студенты начинают понимать, что нет никакой зависимости между качеством исполнения и заработной платой.

Мало того, сама работа часто не приносит морального удовлетворения. Недавно я принимал участие в концерте, который никто не хотел играть. И концерте, который зрители не хотели слушать, — просто было указание сверху. Абсурд, но это типичная ситуация для оркестров. Однако, все-таки есть пара вариантов для хорошего заработка в оркестрах. Первый — поступить на военную службу по контракту в военный оркестр, где им даже квартиры дают, а второй — стать дирижером.

Помимо работы в оркестрах есть и другой вариант — преподавание. Зарплаты еще меньше, а проблем — больше. Следующий вариант для работы — участие в коммерческих кавер-группах. Бесспорно, самый прибыльный из всех. На коммерческие проекты во Владивостоке спрос огромный, количество питейных и увеселительных заведений, где востребована живая музыка на душу населения, просто зашкаливает. Причем работает золотое правило «кабака»: чем хуже музыка, тем больше платят. В этом смысле музыканты — те еще циники.

Творчество? Творчество в широком понимании — деятельность, направленная на создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего. И дикой кажется мысль о том, что музыкант не занимается творчеством. Но несмотря на то, что в большинстве своем музыканты, получающие образование, не занимаются созиданием как таковым, для них творчество — это есть исполнение. И я не перестаю удивляться тому, с каким пылом студенты и выпускники постоянно участвуют в различных конкурсах. Собирают ансамбли и дают концерты, с которых не получают никаких денег, — голый альтруизм. Музыканты прилагают немалые усилия, чтоб держать себя в форме, развиваться и радовать людей абсолютно бескорыстно.

Изображение: @amarulero

  • Nagibator666

    В целом с материалом я согласен. В Академии, конечно, мало случайных людей — уж слишком специфичны специальности. С тем, что у музыкантов без «рубления шары» мало шансов заработать достойно – согласен категорически. Но не могу не отметить для себя несколько вещей, с которыми можно поспорить.

    1.«Преподавателям это не нужно, им это не интересно, они
    этого не хотят», — аргумент на уровне первого класса, а не студента журфака или,тем паче, журналиста-профессионала. А некоторым преподавателям нужно, интересно, хотят. Преподаватели в Академии, болеющие душой за студента, как и в любом
    учебном заведении, несомненно есть, как есть и те, кому ничего не интересно. Но подобная картина в любом образовательном учреждении.

    2. «В академии царит обстановка всеобщей расслабленности и
    безнаказанности, если ты уже хороший музыкант, то быть отчисленным — это редкость». Не согласен категорически, по мне так — весьма смелое обобщение. Все может быть с точностью да наоборот. У меня, как минимум, есть несколько знакомых, которые недоучились как раз потому, что не сдали теорию. А музыканты они отличные.

    3. «Самая большая проблема ДВГАИ — отсутствие эстрадно-джазового отделения». Ну, как-то слишком громко сказано. Даже из логики текста вытекает, что есть проблемы поважнее. Например, малое число студентов. Если говорить об отделении, то оно бы конечно не помешало, но джаз так или иначе проходят многие музыканты.

    4.«Кто-то интересуется джазом, но все это на уровне
    самодеятельности». Если бы это прочитали выпускники академии, а ныне — профессиональные джазмены – закидали бы автора известно чем.

    4. «Чем хуже музыка, тем больше платят». Не всегда. Можно
    заработать нормальные деньги, играя джаз в каком-нибудь «Артишоке». И волки сыты, и овцы целы.

    5. Ну и, в порядке ворчания – не увидел вывода. Какая-то
    констатация безысходности. Но этот пункт — вкусовщина, конечно.

    Всем лучей добра.

    • http://twitter.com/Dora_explor Dora_explor

      3. А вам не кажется, что с открытием эстрадно-джазового отделения количественная проблема опустилась бы? Когда я заканчивала школу, у меня промелькнула мысль-а не заняться ли вокалом? Но, ознакомившись с перечнем специальностей, поняла, что негде.

  • http://www.facebook.com/evgenii.kudriavtcev Evgenii Kudriavtcev

    Я есмъ автор. Я не журналист, я музыкант. Я работал в “кабаке” со множеством групп, в нескольких оркестрах. Знаком пожалуй с половиной музыкантов города, о которых шла речь. Ну и сейчас работаю. Так что вполне объективно и адекватно оцениваю ситуацию. Поэтому некоторые ваши замечания ваши опровергну.

    «Преподавателям это не нужно, им это не интересно, они
    этого не хотят” – это по большому счету обобщенная цитата молодых студентов. Есть конечно болеющие душой за студентов препода, но уж совсем единицы. Ну и я так и написал, что это типичная картина для образования в целом.

    «Самая большая проблема ДВГАИ — отсутствие эстрадно-джазового отделения» – это цитата пожалуй каждого второго ныне обучающегося студента. Это действительно огромнейшее упущение ДВГАИ как образовательного учреждения. По мне так лучше бы студентов было еще меньше, да лучше бы они были разносторонне развиты.

    «Кто-то интересуется джазом, но все это на уровнесамодеятельности». Если бы это прочитали выпускники академии, а ныне — профессиональные джазмены – закидали бы автора известно чем” – у нас нет НИ ОДНОГО профессионального джазмена в городе. Могу это сказать всем и каждому в лицо. И поверьте, не закидают. Буквально несколько человек в городе есть, которые с джазом более-менее ладят, прям по пальцам. И большинстве из них, в академии, кстати, не учились.

    «Чем хуже музыка, тем больше платят». Не всегда. Можно
    заработать нормальные деньги, играя джаз в каком-нибудь «Артишоке». И волки сыты, и овцы целы. – да, да, давно в Артишоке бывали-то? Начинали они громко и смело, мол, Джаааааз клуб. Года не прошло, как Артишок превратился в обычный ресторан с живой музыкой, который играет по всеобщим правилам. Джаза там бывать не бывает. И волки голодны и овцы умерли.

    Вывода нет, правда. Просто немного информации.

  • Pulse

    Классная рубрика “Взгляд изнутри”, некоторые вещи удивляют. Всегда интересно узнавать информацию от первоисточника без прикрас. Могу предложить подобный монолог от повара, если интересно – пишите.