new-site

Экспресс-киношкола:
Профессионалы дают советы

«Вл3000» сжал «Кинокурс» до пяти уроков
от приезжих мастеров

Первая на Дальнем Востоке киношкола прошла с 18 апреля по 3 мая. В течение двух недель студентов «Кинокурса» обучали профессионалы, чьи работы принимали участие в крупных кинофестивалях мира. Два мастер-класса прошли в режиме видеоконференции с прямым включением из Москвы — о большом кино рассказывали сценарист «Легенды №17» Михаил Местецкий и молодой продюсер Вазген Хачатрян, работавший над фильмом «Обитель зла». «Вл3000» попросил приезжих мастеров рассказать о том, как снять качественное кино и на что обращать внимание.

 

Иван Лопатин

Генеральный продюсер компании
Leevandia Entertainment, 28 лет

Работы «Норма жизни», режиссер Евгений Бяло (конкурсная программа Cinefondation Каннского кинофестиваля в 2013 году); «F5», режиссер Тимофей Жалнин; «Енмеш», режиссер Айнур Аскаров (более 30 наград на международных кинофестивалях); «Мы не рабы», режиссер Айнур Аскаров; «В путь», режиссер Анна Саруханова и другие.

Прежде всего, надо поверить не в фильм, а в себя. Эта уверенность поможет найти правильные проекты. Рецепта правильного проекта нет. Если есть сомнения, просто не стоит за него браться. А поверив в себя как в профессионала, надо идти к цели.

Важно найти тех людей, которые тоже поверят в проект, заразить их своей идеей. Один ты ничего не сможешь сделать. Необходимо подключать профессионалов — актеров, съемочную группу. Если это непрофессионалы, то с ними необходимо хорошо поработать. Продюсер должен доверять тем людям, которых он привлек.

Важный фактор — время. Не нужно никуда торопиться, но и растягивать на годы работу над фильмом нельзя. Если это первая работа режиссера, оптимальное время — полгода-год. Съемочный период может быть коротким, но полностью сделать фильм за десять дней нельзя. 

После выхода картины важно получить фидбэк. Необходимо продвижение фильма на различные фестивали. Не нужно зацикливаться на больших фестивалях. Канны, Берлин, Венеция, Роттердам, Москва — это все хорошо, но отправив туда ленту, шанс участвовать в конкурсе минимален. Например, на Sundance в США ежегодно отправляют около 12 тысяч фильмов, а в конкурсе участвует около 100. 

Финальный аккорд — это продажи. Нужно максимально заинтересовать покупателя. Ездить на кинорынки, показывать кино, отдавать диски, отправлять трейлеры, звонить, писать, общаться, обедать, ужинать — все что угодно. Если фильм продан, за это ты получаешь деньги и понимаешь, что как продюсер довел проект до конца.

 

Максим Зыков

Режиссер, 32 года

Работы «Это кажется, что прошло, а на самом деле может не прошло» — 19 минут, 2010 год; «Связь вещей» — 30 минут, 2011; сериал «Универ. Новая общага» — с 2011 года по настоящее время.

Выбирая сценарий, по которому ты будешь снимать кино, важно понимать, о чем будет фильм. Режиссер должен хотеть снимать именно это кино.

При выборе актерского состава нужно руководствоваться тремя моментами. У актера должны быть темперамент, обаяние и чувство юмора. Эти факторы важны вне зависимости от жанра фильма, который снимаете. Если у актера отсутствует темперамент, то, скорее всего, какие-то сцены он провалит.

Необходимо всегда держать руку на пульсе. Все, что происходит на съемочной площадке, должно быть под контролем режиссера. Необходимо уметь находить общий язык со всей группой: не только с актерами, но и с оператором, звукорежиссером и монтажером. Он должен уметь корректно объяснить то, что хочет получить на выходе.

Очень важно импровизационное самочувствие. Раскадровка может быть одна, а на площадке все сложится иначе. Не нужно кондово следовать правилам, важно верно среагировать на любое препятствие, любую возникшую проблему. А на съемках практически всегда они возникают: реквизит не тот или вообще его не привезли. Приходится выкручиваться.

Очень многое в жизни происходит из мелочей, нюансов. Наблюдательность — необходимое качество режиссера. Допустим, в кадре актриса должна сыграть что-то, а режиссер никогда в жизни не испытывал подобного. Тогда надо вспомнить чью-то похожую ситуацию — жесты, мимику, интонацию. Режиссер хотя бы приблизительно должен знать, чего он добивается от актеров. Да и не только от актеров, от каждого участника съемочного процесса. Есть коридор, рамки, которые ставятся и актеру, и оператору, и звукорежиссеру, «не заходить за это и за это». Часто просто говорю, что я хочу получить, а инструменты пути достижения этого каждый выбирает себе сам.

 

Валерий Махмудов

Оператор, 28 лет

Работы «Жизнь после», 2013; «Связь вещей» 2012 — Кинотавр, специальное упоминание; «Только сейчас», 2010; «Мне приснилось», 2009 — фестиваль «Святая Анна».

Оператор работает не только во время съемки, но и в подготовительный период, и в пост-продакшн. Подготовка может длиться дольше, чем съемочный процесс. В это время необходимо тщательно подойти к выбору площадки, поскольку это станет решающим фактором в постановке мизансцены и света. Объекты съемки, исходя из сценария, выбираются совместно с режиссером, художником-постановщиком. Необходимые решения нужно уметь принимать быстро, схемы света и мизансцены планировать заранее. В пост-продакшне главная задача оператора — цветокоррекция. Кроме того, оператор может выбрать дубль по свету, по движению камеры.

Ищите новые творческие решения, привносите свое визуальное видение. В зависимости от сценария, придумывайте художественные приемы, которые пустите через весь фильм, чтобы сохранить художественную концепцию. Это может быть лейтмотив одного цвета, движение камеры. Для выработки своего стиля смотрите больше кино, ходите на выставки живописи, фотографируйте.

Ставьте свет на актеров комплементарно, чтобы у них на лицах не было двойных теней от световых приборов. 

На крупных планах делайте движения чуть пластичнее. Например, на общем плане герои находятся дальше от камеры — они больше работают жестами, мимикой. На крупном же — руки остаются за кадром, и двигаться резко нельзя. Понятно, что актерам задачу объяснит режиссер, но при кадрировании мизансцены оператор может расположить героя в нужном ракурсе, поставить на нужные точки.

Оператор — самый технически грамотный человек на площадке. Нужно идти в ногу со временем и знать все современные камеры и их параметры. Необходимо уметь работать и со светом. Осветительные приборы также постоянно обновляются и совершенствуются, поэтому всем нужно интересоваться и уметь использовать их по назначению.

 

Маргарита Басенко

Звукорежиссер, 25 лет 

Работы «Две сестры», режисcер Роза Гиматдинова (2009, участник кинофестиваля в Локарно); «Темный час», режиссер Светлана Черникова (2010); «Незнакомка из Сены», режиссер Татьяна Пономарева (2011, диплом, призер XVIII МКФ «Лiстапад» в Минске); «Горячая линия»,  режиссер Тихон Макаров (2012, участник кинофестиваля «Святая Анна»); «Tanz mit mir», режиссер Инна Дитц (2013, Германия). 

Думайте о звуке с самого начала работы над сценарием. Решите, какие функции он будет выполнять в фильме. Обращайте внимание на звук в повседневной жизни, как он работает, на что влияет. Прислушивайтесь к происходящему на улице, анализируйте, из каких звуков состоит атмосфера.

Пишите звук на съемках только на отдельный рекордер. Это позволит вам контролировать его параметры во время записи, не зависеть от оператора, получить приемлемое качество звука на выходе. Всегда используйте пушку с удочкой (бумом), направленную на говорящего. Петличка (петличный микрофон + радиосистема) — дополнительный микрофон, с ней может произойти все, что угодно. Никогда не пишите в MP3. Он кодирует звук с потерями и был создан только для удобного хранения аудиофайлов, например, в вашем плеере. 

Если удачный дубль у оператора и режиссера оказался неудачным по звуку, попросите актера повторить его реплику сразу после кадра по горячим следам, и запишите ее без включения камеры. Скорее всего, потом вам удастся заменить ее при монтаже. 

Максимально разделяйте все элементы будущей звуковой дорожки при их записи и подборе и соединяйте, миксуйте их при сведении (перезаписи) так, как вам нужно. На съемках сконцентрируйтесь только на репликах, по возможности минимизируя все шумы. Все необходимые шумы записывайте после съемки в студии, дома, и на улице — если нужно. Если нет возможности все записать, тщательно подбирайте из фонотеки.

Вдохновляйтесь хорошими фильмами, замечайте звуковые решения, замечайте необычные идеи. Старайтесь смотреть и слушать кино в кинотеатре. Садитесь по возможности в sweet point, то есть ближе к центру зала, чтобы услышать звук, наиболее приближенный к тому, которым его задумал звукорежиссер.

 

Дмитрий Суворов

Режиссер монтажа, 23 года

Работы «Шлюха», 2012 — сценарий, режиссура, монтаж. 

Человек, который хочет связать свою жизнь с кино, должен смотреть очень много фильмов. Крутые вещи пересматривать по два-три раза. Вы начнете  замечать драматургические цепочки, взаимосвязи, начнете чувствовать стиль и построение. Надо смотреть классику для того, чтобы понимать, какой путь прошло кино до того, что мы видим сейчас. Современники часто обыгрывают классические сюжеты.

Чтобы понять, как делаются некоторые вещи, закиньте фильм того жанра, который вас интересует, в монтажную программу. Посмотрите, из каких кадров состоит это кино. Склейка делает различные эффекты. Например, эффект драки. Очень советую сделать такие манипуляции с лентой «Ультиматум Борна». Русские фильмы часто грешат неправильной склейкой настолько, что некоторые моменты выглядят смешно. 

Снимайте то, что вам по силам. Уже на этапе написания сценария в голове должно быть представление, как ты будешь склеивать кадры. Многие ребята задирают планку слишком высоко, не понимая, что технически не смогут снять аварии и полеты в космос. Начинающим кинематографистам в идеале надо брать истории, основанные на драматургии, а не те, которые невозможны без спецэффектов.

Будьте смелее. Не обязательно придерживаться правил «крупный хорошо клеится с крупным» или «общий плохо сочетается с общим». Надо чувствовать, как преподнести историю так, чтобы зритель сидел и не мог оторвать взгляд от экрана. Вообще выходите за рамки, но делайте это оправдано — это не должен быть трюк ради трюка. Нельзя делать такое кино, которое угодит всем. Например, если в тексте оправданы маты, используйте их. Повторю — маты должны быть оправданы.

Не увлекайтесь самолюбованием.

Изображение: hofstraschoolofcomm