new-site

Наши люди:
Оператор «Яндекс.Карт»
Вадим Терещенко

Как снимаются фотопанорамы
в России и за границей

25-летний Вадим Терещенко из Владивостока рассказывает о своей работе в компании Neq4, которая делает фотопанорамы для «Яндекс.Карт».

С чего все началось

Все было как у всех: родился во Владивостоке, жил здесь, учился во ВГУЭС. В один прекрасный день в город приехал друг, стал делиться впечатлениями о жизни в  Санкт-Петербурге. Именно к этому моменту у меня настал период размышлений о будущем: настоящее меня не устраивало, а что делать дальше — было непонятно.

Меня впечатлили рассказы друга, и я тоже захотел уехать, попробовать нечто новое. Это был 2010 год. На руках оказались кое-какие деньги, и я отправился в Санкт-Петербург, чтобы попробовать устроиться на работу и снимать квартиру. «Если ничего не выйдет, всегда можно вернуться обратно», — думал я.

Санкт-Петербург — Москва

Первый месяц в новом городе пролетел незаметно: новая обстановка, люди, воздух, другие ощущения. Постепенно деньги заканчивались, и я принялся активно искать работу. Ничего интересного и подходящего для себя не нашел, но не стал сильно огорчаться: посмотрел, как обстоят дела с работой в Москве. Вариантов оказалось огромное количество. Выбор остановил на двух фирмах, предлагавших следующие вакансии: фотограф в ночном клубе и склейщик панорам. Все это я умел. Отправил письма в обе компании, и после телефонных переговоров они согласились встретиться. Я собрал вещи и поехал в Москву.

Первое собеседование прошел, и меня уже брали фотографом в ночной клуб. Вторая встреча в компании Neq4 состоялась через пару дней. Но, когда я пришел, мне сказали: «Должность, которую обговаривали, закрыта, но мы предлагаем другую. У тебя есть водительские права, и разбираешься ли ты в фототехнике?» Сначала я ничего не понял, но мне объяснили, что вакансия называется «Оператор автоматической съемки панорам улиц». Рассказали, что нужно ездить на машине по городам и проводить съемки. Как сейчас помню этот диалог:

— Хочешь?

— Само собой!

— Будешь работать?

— Буду.

— Хорошо, тогда через два дня едешь во Львов.

Я не поверил своим ушам. Даже мысль успела промелькнуть, что это «развод» какой-то. Но офис есть, люди серьезные. Им нужны были работники, а я обладал необходимыми навыками — вот и все.

tereschenko-01

Первый опыт работы

Специфика работы такова, что ты учишься непосредственно на практике. Можно изучать теорию пять лет, а приедешь на место съемки — и не поймешь. Поэтому я ждал, когда начнется эта самая практика. Рюкзак был собран, я два дня погулял по Москве и поехал во Львов — присоединиться к работающей там команде.

И вот — Львов. Ребята, которые ехали меня встречать, как раз снимали улицу, поэтому я запечатлен на панораме «Яндекса» с вещами на вокзале. Меня сразу посадили в машину, стали объяснять, что к чему. Процесс съемки оказался достаточно сложным. Подумал даже сбежать: вдруг не справлюсь, не смогу. Но, конечно, остался. Первые месяцы мы ездили по Украине и России, потом я работал в офисе некоторое время.

Съемки проходят, как правило, в теплое время года: с апреля по ноябрь. Зимой получаются некрасивые снимки. В остальное время объемный пласт полученных данных сортируется, обрабатывается, кадры склеиваются.

Процесс съемки

Снимки улицы делаются каждые двадцать метров с четырех камер. В спальных районах — через каждые пятьдесят метров. Для трасс — расстояние еще больше.

Мы, операторы, получаем в офисе задание: говорят, какой город нужно снять, и дают карту местности с нарисованными поверх треками. Треки — это специальные цветные линии. Зеленые, например, означают, что район центральный, либо он чем-то интересен, и здесь нужно снимать часто. Также у нас полная привязка к GPS.

57023_original 57411_original 57829_original 57951_original 58527_original 58966_original 

По погоде строгие требования: небо должно быть ясным, день — солнечным. Если дождь, пасмурно и хмуро — мы не снимаем. Работая в одном городе, проезжаем в среднем 80–100 километров за день. Курск, например, занял по времени чистых съемок три-четыре дня. Стамбул снимали в общей сложности два месяца. Съемки во Львове длились около недели из-за его исторического центра и сложных маленьких улочек.

Я принимал участие в съемках всего в трех странах: России, Украине и Турции. А вот городов было много.

Сложности и работа в команде

С уверенностью скажу, что у нас все ребята хорошие. Общее количество операторов — человек десять. Нас распределяют в экипажи по два человека. На один экипаж — одна машина и один город при условии, что он не очень крупный. Например, Москву и Стамбул снимали два экипажа на двух машинах, то есть получилось четыре человека на город.

Наша команда «многонациональная»: два человека с Украины, остальные — из Санкт-Петербурга, Омска, Москвы, и я — из Владивостока. Каждый отличается друг от друга акцентом и словарным запасом. Бывает, один что-то скажет, а другие его не понимают. Мы все дружим между собой. Но важно, чтобы люди в одном экипаже постоянно менялись. Не было такого, чтобы два человека постоянно работали вместе.

В командах работают только мужчины. Главные требования: готовность работать столько, сколько нужно, наличие водительских прав, опыта вождения, знание компьютера и технической стороны съемок. Человек должен быть позитивным. Экипаж формируют так, чтобы всем было комфортно.

Мы приезжаем в город, самостоятельно ищем жилье: либо пользуемся услугами гостиницы, либо снимаем квартиру посуточно. После этого осматриваем город и определяем сложность съемки. Золотое правило путешествий: если в городе есть McDonald’s, то и туалет всегда найдется. Куда ж без него!

В апреле 2011 года еще не было известно место предстоящих съемок. И вдруг нам говорят, что нужно ехать в Турцию. Мы поехали на машине до Сочи, там жили пару дней, потом переплыли на пароме в Турцию, а затем только добрались до Стамбула. В другой стране было страшно, но интересно.

Можно сказать, что у меня «работа-мечта», но сложностей тоже много. Да, не нужно сидеть в офисе по восемь часов в день, но ты всегда находишься в процессе работы: что-то придумываешь, решаешь, составляешь, круглые сутки находишься в маленьком коллективе. Приходится в течение шести месяцев ездить по разным местам с одним и тем же человеком. Нет возможности встретиться с друзьями, все вокруг — чужое. Самым близким человеком становится твой коллега.

Отношение окружающих

Жители городов сразу узнают про наш приезд, ведь нас невозможно не заметить: машина странная, с камерой на крыше, вся обклеена логотипами «Яндекса». Иногда они устраивают для нас флешмобы: водят хороводы вокруг машины, окружают ее со всех сторон, машут руками в камеру, надевают маски. Главное, что всегда улыбаются.  

Порой в кадре появляются
странные вещи

yandex1 yandex2 yandex3 yandex4 yandex5 yandex6 yandex7 yandex8

Но есть у нас одна история. Мы, можно сказать, разбили пару влюбленных. Или помогли им. Тут с какой стороны посмотреть. Девушка заметила на одной из наших панорам своего парня с другой девушкой. Они шли по улице, взявшись за руки, — он и «попался». А у них дело уже к свадьбе шло. Вот такие дела. Так что будьте осторожны, если «Яндекс.Панорамы» приехали в ваш город.

А еще у нас есть «кабанчик». Это название машины, потому что точка на карте, показывающая ее местонахождение, изображена в виде кабанчика. Не знаю, откуда оно пошло. Легенда.

Уезжать или оставаться?

На момент отъезда у меня просто были деньги и желание куда-нибудь уехать и не было обязательств. Это лучший момент для поездки. Но каждый находит свои причины. Кому-то не нравится родной город, обстоятельства, кто-то хочет что-то найти, поменять. На данный момент у меня такая жизненная позиция: есть я, моя жизнь и мои потребности. Сейчас такой возраст, когда я могу взять вещи и поехать, куда душа пожелает, меня ничего не держит. Но однажды я уже не смогу этого сделать. Надо пользоваться моментом и оставаться там, где понравилось.

Фотографии автомобиля — Вадима Терещенко, скриншоты странностей — из «Афиши». На момент публикации Вадим Терещенко улетел в Лос-Анджелес, о дальнейших его целях и деятельности нам неизвестно

  • LA

    Повезло парню!