new-site

Жизнь у моря:
12 городских проектов
Гонконга, которые подойдут 
и Владивостоку

Что сделано для удобной жизни
в азиатском городе, который так похож
на Владивосток

Гонконг и Владивосток объединяет многое: они находятся на стыке миров, в очень выгодной торгово-промышленной позиции; они рассечены на части заливами и вынуждены с этим бороться; они построены на гористой местности со всеми вытекающими особенностями городского ландшафта; они населены многонациональными потомками приезжих. Они оба хотят быть лучше, развиваться и привлекать к себе больше внимания.

Будучи специальным административным районом Китайской Народной Республики и бывшей Британской колонией одновременно, Гонконг делает вcе возможное, чтобы походить скорее на развитые европейские и американские города. Рекордные суммы денег здесь вливаются в развитие местной молодежной культуры, оптимизацию транспортной системы, разработку новых архитектурных решений. И все это в рамках ограниченного пространства — северные районы города вплотную примыкают к Китаю, с юга его прижимает Южно-Китайское море. Основной экономический район Гонконга находится на одноименном гористом острове Гонконг, тогда как жилые кварталы перенесены на материковую часть Коулун. Правительству города приходится учитывать все эти особенности и представлять новые, более грамотные проекты для улучшения жизни — иначе все 7 миллионов населения повиснут в бесконечных пробках, задохнутся в выхлопных газах или убьют друг друга в толкучке. По дальнейшему развитию Гонконга и уже реализованным задачам в интернете есть многостраничные документы — останавливаться на достигнутом там не планируют.

Многие характерные для Гонконга проекты в транспортной и социальной сферах идеально подходят для Владивостока, который вроде как тоже хочет измениться — улыбаться во весь рот белозубой улыбкой, завлекать туристов и бизнесменов. Мы собрали и проанализировали несколько уже работающих в Гонконге проектов, которые помогли бы Владивостоку стать лучше.

 

Городской эскалатор /
Central–Mid-levels escalators

 610-1-2 610-1610-1-3 

О проекте Запущенный в 1993 году 800-метровый городской эскалатор облегчил подъем с центрального района Гонконга до более высоких средних уровней. Конструкция включает 20 разрозненных эскалаторов и несколько, простите, травелаторов — движущихся дорожек. Можно предположить, что ранее этим маршрутом могли пользоваться только спортсмены. Теперь же людей поднимает вверх автоматизированная лестница нового тысячелетия — по некоторым данным, каждый день эскалатором пользуются 55 тысяч человек. Установка эскалатора привела к бурному развитию ранее непопулярной улицы — по всему пути следования появились рестораны и бары. 

Как реализовать во Вл. Подобная конструкция могла бы облегчить и улучшить жизнь в центре — помочь горожанам быстрее и без пробок преодолевать подъемы на сухановскую горку с Семеновской или Светланской.

 

Паромная переправа
Star Ferry

610-2-1 610-2-2

О проекте Историческая паромная переправа Star Ferry, работающая в Гонконге с 1888 года, до сих пор считается весьма дешевым и быстрым способом преодолеть залив. И это несмотря на то, что под водой давно работают автомобильные тоннели и ветки метро. Паромы отходят от нескольких пирсов каждые 6–9 минут, проезд стоит от 2,5 до 3,5 гонконгских долларов (примерно 10–14 рублей, одна станция на метро обойдется почти в два раза дороже) — с аккуратных двухэтажных лодок открываются потрясающие виды на небоскребы и горы, тонущие в огнях засыпающего мегаполиса.

Как реализовать во Вл. Как показывает опыт развитых мегаполисов, постройка мостов через проливы и реки не должна замещать собой все остальные способы переправы. Например, удобный и быстрый паром с причала в центре города до нескольких точек на мысе Чуркина и в бухтах Тихой, Патрокл, Улисс мог бы спасти многих жителей отдаленных спальных микрорайонов. Разумеется, в паре с грамотными автобусными маршрутами от пирсов. Этому проекту, кажется, не суждено сбыться: 1 января этого года паром из центра на Чуркин ходить перестал.

 

Виадуки для пешеходов в центре /
Central Elevated Walkway

610-3-0610-3-2 610-3-3 

О проекте Расширять дороги для автотранспорта в центральном районе Гонконга со временем стало некуда — тротуары начали сужаться и в итоге исчезли вовсе. Их заменили пешеходные виадуки, расположенные где-то на уровне второго-третьего этажа прилегающих зданий. На нижнем уровне осталась только дорога, максимально широкое многополосное полотно, а люди с комфортом ходят по навесным мостам, соединенным системами эскалаторов и лестничных пролетов. Некоторые части Central Elevated Walkway оснащены кондиционерами, почти везде стоят цветы. 

Как реализовать во Вл. Океанский проспект, Светланская и некоторые другие центральные улицы Владивостока давно страдают аналогичными проблемами — расширять дорогу уже нельзя, от тротуаров итак остались только метровые полосочки. Перенос пешеходов на второй уровень помог бы решить проблему.

 

Универсальные карты оплаты
Octopus Card 

octopus-01

О проекте Пластиковые карточки Octopus Card для оплаты метро появились в Гонконге в 1997 году. С тех пор идея была доработана и улучшена — карта заменила проездной билет для любых видов транспорта, а также карманную мелочь. Картой можно расплачиваться не только в метро, автобусах, такси, аэроэкспрессе и паромах, — «осьминог» позволяет совершать покупки в магазинах. Разумеется, автоматы для пополнения баланса можно найти в любой подворотне.

Как реализовать во Вл. Владивостокские карточки со смешным названием «Мой дельфин» в общем-то являются полноценным аналогом Octopus Card. Осталось поставить терминалы для считывания во все магазины и все автобусы на маршрутах, а затем широко разрекламировать новую возможность. Судя по сайту компании, обслуживающей карточки, терминалы пока стоят далеко не везде.

 

Видовая площадка
Victoria Peak

610-4-1 610-4-2 610-4-3

О проекте По умолчанию самая красивая туристическая точка Гонконга, откуда сделаны многие панорамные снимки светящихся небоскребов, — это видовая площадка Victoria Peak. Из центра города до вершины горы едет исполненный под старину трамвай-фуникулер. Сама видовая площадка представляет собой целый развлекательный комплекс с ресторанами, магазинами, кафе и большим ухоженным парком для прогулок. Оценить популярность аттракциона легко — достаточно ввести «Hong Kong» в поиске картинок Google и нажать «Enter».

Как реализовать во Вл. Почти все слагаемые успеха во Владивостоке уже есть — классический фуникулер, видовая с памятником Кириллу и Мефодию, отличная панорама. Но эти объекты не работают как единое целое. Чтобы исправить положение, фуникулер необходимо довести до верхней площадки, а зону отдыха сделать примечательной не только отличным видом на мосты и центр города. 

 

Световое шоу A Symphony of Lights
и прибрежные туры

610-5-1 610-5-3

О проекте Каждый вечер в Гонконге проходит красивое 15-минутное световое шоу A Symphony of Lights. В проекте участвуют 44 здания по обеим сторонам бухты Виктория — ровно в восемь часов они включают разноцветную наружную иллюминацию, подсвечиваются прожекторами, мигают лазерами. Шоу сопровождается комментариями, которые слышны на набережных. Вид становится только лучше, если смотреть A Symphony of Lights с одного из паромов, осуществляющих прибрежный тур. Такие лодки — немного переоборудованные Star Ferry с ресторанами и кондиционерами — путешествуют по бухте Виктория несколько раз в день.

Как реализовать во Вл. Кажется, все и так понятно без лишних слов.

 

Скоростные паромы
TurboJet до Макао

 610-6-1 610-6-2

О проекте Ранее до еще одного специального административного района КНР, бывшей португальской колонии Макао, ходили обычные паромы. Тратить на путешествие в азиатский Лас-Вегас по 4 часа богачам, видимо, не нравилось — сейчас по маршруту ходят скоростные тримараны и катера на подводных крыльях, развивающие скорость до 50 узлов (около 100 км/ч). Новый флот позволил сократить время в пути до одного часа. Паромы отходят от пирса на станции Sheung Wan каждые 15 минут (каждые 5 минут в часы пик) — лишь бы не задерживать gambling-маньяков. 

Как реализовать во Вл. Комплексов казино и игорных зон во Владивостоке все еще нет, но открыть скоростное сообщение к местам отдыха было бы прекрасно. Только представьте: путешествие в Триозерье или Славянку занимало бы считанные минуты — в прошлом могли бы остаться многокилометровые пробки за город, завязшие в грязи иномарки и тысячи потраченных на топливо рублей.

 

Общественные пляжи

610-7-1 610-7-2 610-7-3

О проекте Гонконг сложно назвать пляжным направлением — туда едут за другим. Несмотря на сложившийся образ, ухоженные и добрые пляжи в городе есть, их множество (только на гонконгской стороне можно насчитать восемь, еще пара десятков находятся на близлежащих островах и материковой части). Каждый общественный пляж обязательно оборудован необходимой инфраструктурой — сетками от акул, бесплатными душами, прокатами лежаков и водных принадлежностей, наблюдательными пунктами для спасателей, магазинами, кафе. За качеством и температурой воды следят отдельные службы — показания обновляются каждый день и отображаются на электронных табло.

Как реализовать во Вл. Для начала нужно перестать сливать канализацию в черте города и сделать общественные пляжи на Набережной, в бухте Федорова, на мысе Кунгасном пригодными для купания. Уже после этого можно построить там полноценные зоны отдыха. Важно понимать, что шашлычное безумие в понятие «полноценная зона отдыха» не входит.

 

Общегородской бесплатный
Wi-Fi

610-8-1

О проекте Гонконгский оператор PCCW разместил множество открытых точек доступа Wi-Fi в крупных торговых центрах, на улицах, в парках, в двухэтажных городских автобусах и поездах аэроэкспресса. Чтобы выйти в интернет на высокой стабильной скорости достаточно ввести свой номер телефона, получить код активации по sms и скопировать его в нужное поле. В данный момент PCCW Free работает в тестовом режиме, но уже сейчас позволяет забыть о мобильном телефонном интернете — найти открытую сеть не составляет труда. 

Как реализовать во Вл. Нормальный бесплатный Wi-Fi во Владивостоке пока есть только в кафе (и в некоторых желтых автобусах), что уже вполне хорошо. Идею нужно развивать — обеспечивать быстрый и работающий доступ в интернет на всех крупных транспортных узлах, в парках и рекреационных зонах. В конечном итоге это побудит современных цифровых людей проводить больше времени на открытом воздухе.

 

Городская навигация

610-9-1 610-9-2 

О проекте Никакой современный мегаполис не может обойтись без грамотной системы указателей. В Гонконге этому вопросу уделено, кажется, даже больше внимания, чем нужно — здесь можно забыть о картах Google Maps. Указатели начинают бросаться в глаза еще на выходе из метро. Далее они ведут вас по узким улочкам, поворачивают на нужных поворотах и в итоге приводят к тому самому фуникулеру. Или улице баров. Или музею современного искусства. Или зоопарку.

Как реализовать во Вл. Сложно представить, каким образом иностранцы ориентируются в пространстве во Владивостоке. Чтобы сделать город улыбчивым, нужно заменить вывески Urban (Centr) на грамотные информативные стрелки и развесить по центру указатели, помогающие найти достопримечательности.  

 

Сети круглосуточных магазинов

IMG_1752 610-10-1

О проекте Во всех азиатских городах действуют сетевые круглосуточные магазины. Самая известная сеть — японский 7-Eleven — полноценно работает в центральных и удаленных районах Гонконга. В мини-сторах можно купить то, что может понадобиться для дома, продукты, полуфабрикаты, сладости, алкоголь. Ассортимент унифицирован, в отделениях продается примерно одно и то же. И неважно, сколько времени на часах.

Как реализовать во Вл. Проще было бы спросить: «Почему это до сих пор не реализовано во Вл.?». Достаточно появиться грамотному бизнесмену, выкупить несколько районных магазинчиков, переоборудовать в едином стиле и начать продавать франшизу всем желающим. Народ потянется, это гарантировано.

 

Городской бренд

610-11-1 610-10-3 610-11-4

О проекте Многие крупные мегаполисы используют собственный бренд, который помогает привлекать деньги и становится поводом для гордости жителей. Гонконг разработал свой стиль в 2001 году — логотип в виде китайского дракона со вписанными в него буквами HK, слоган Asia’s World City здесь можно наблюдать повсеместно. Помимо красивой картинки, бренд города пропагандирует пять директив (открытость, инновации, качество жизни, бизнес и превосходство), которым должны следовать как сами жители, так и все бизнесы, работающие на его территории.

Как реализовать во Вл. Владивосток хочет быть городом-курортом, городом для бизнеса и городом-окном в Азию. Остается собрать воедино все преимущества и особенности, придумать концепцию развития, нарисовать качественный логотип и сочинить слоган. Ах да, еще придется следовать придуманным правилам и верить в успех.

Изображения: тизер — peo pea; эскалатор — jamesgarrisscm, pony(^_~) [MARK'N MARKUS] (~_^); паромная переправа — Damien NewcastleMarky_Mark65; виадуки для пешеходов — dontaskmeCanadian Pacifichakka princess; карта оплаты — Traveling 9 to 5; видовая площадка — stüssykaren walzeredwin.11; световое шоу — scott photosChop49; скоростные паромы — hpullingJon Whitton; пляжи — Michael Hansen’s HikesAnthonyGurr; Wi-Fi — flickr_10g; навигация — yip667ixtlan; сети магазинов — TheRealJimbot.deleteyourself; трамвай — Daryl Chapman’s – Automotive Photography

  • Василий Алибабаевич

    бренд – это не логотип и слоган, бренд это воспритие, ожидание потребителя от продукта, это написано в любом учебнике по маркетингу

  • Анна Меньшикова

    Про расширение дорог и виадуки. Океанский проспект и Светланская – это старая историческая часть города. Если построить видадуки, то они перекроют все здания. В Гонконге виадуки для пешеходов подводятся к современным небоскребам и поэтому гармонично вписываются, создавая тот особенный присущий Конгонгу шарм. Около здания Адмиралтейства к примеру виадуков нет, а есть как раз тротуары. Я думаю, что нельзя так просто скалькировать проекты ГК на владивостокскую действительность.

    К стати про сетки от акул…. я таких не видела. Но вообще в этой части акул нет (акулы на западном побережье Америки), для чего сетки?

    И еще как-то спорно про 7-eleven: компания-то это американская, берущие истоки из Далласа. А у Японии франшиза. Ну и не удивительно что за почти 100 лет они завоевали большой рынок. А чтобы свою сеть сделать во Владивостоке и потом франшизу давать – то тут масштаб нужен большой, а не местечковый. Да и к тому же потребителей у нас по сравнению с Азией очень мало для круглосуточной широкой сети магазинчиков. А в очаговом виде круглосуточные магазинчики в ВЛ все же есть..

    Сложно сравнивать в этом плане с перенаселенным Гонконгом. Совсем другой стиль жизни.
    А про бренд интересная идея.

  • http://www.facebook.com/eugeniya.imatova.m Eugeniya Imatova.M

    Бесконечно обожаю Владивосток и полюбился Гонконг, но кроме повсеместного wi-fi доступа и аналога Октопуса в ближайшей перспективе нам ничего не светит, увы. Паша пиши больше :):)

  • http://www.facebook.com/ksenia.novikova.5 Ksenia Novikova

    …нам бы, прежде всего, такую логистику как в Гонконге. Там же пробок практически нет! За время небольшого пребывания в Гонконге, мы только один раз попали в пробку и то из-за строительных работ. Это потрясающе, учитывая численность населения города. Уехать практически с любой точки можно за несколько минут. Автобусы по разным направлениям ходят каждый три минуты, а в аэропорт – “аж” 10 минут ожидания автобуса.
    Про навигацию – согласна. Она в ГК также превосходна.
    …Вообще, Владивостоку просто нужен грамотный и хороший хозяин, который будет заботиться о своем городе, его жителях и гостях также, как и о своем собственном доме.

  • Екатерина Гаврилова

    А как же парковки как проект? В Гон-ге не видно машин, на улицах нет безумного количества втиснутых друг на друга авто.

  • Andrey Kashpura

    “Как реализовать во Вл. Океанский проспект, Светланская и некоторые другие центральные улицы Владивостока давно страдают аналогичными проблемами — расширять дорогу уже нельзя, от тротуаров итак остались только метровые полосочки. Перенос пешеходов на второй уровень помог бы решить проблему.”

    И уничтожить тем самым город. По Светланской нужно пустить низкополый современный трамвай. Часть улиц в центре сделать полностью пешеходными. Убрать все подземные переходы. Заменить на зебры и светофоры. Нельзя загонять людей под землю.
    Владивосток – город для людей!

  • andrei.vl

    Самая главная проблема Владивостока – это автомобильные пробки. В Гонконге как и во Владивостоке улицы очень узкие, по обочинам дорог машины не паркуются, там очень много подземных автостоянок.