new-site

Homo Ludens:
Пять высказываний о
виртуальной реальности

После изгнания из рая 
человек живет играя

14 декабря в Центре современного искусства «Заря» открылась выставка Homo Ludens. Здесь можно найти 34 игровые консоли всех поколений, начиная от Odyssey (Magnavox и Philips) 1975 года и заканчивая PlayStaytion 4. Выставка интерактивная — гости могут выбрать себе игру по душе, чтобы ненадолго уйти в виртуальную реальность. Создатели Homo Ludens показали «Вл3000» самые интересные экспонаты и объяснили, зачем они решили вспомнить эволюцию «Человека играющего».

 

1-1 1-5 1-7 1-14 1-61 1-18 1-36 1-43

Екатерина Крылова, куратор ЦСИ «Заря» 

«В 2011 году видеоигры признали отдельным видом искусства. Это продукт, который потребляют в огромных количествах. Очень много выставок компьютерных игр прошло по миру, но, на мой взгляд, они все были довольно однобокими — это либо исследования культовых игр, либо просто показ объектов.

Нам захотелось представить гостям приставки, на которые интересно смотреть, и сделать так, чтобы в них можно было поиграть. Кроме того, мы собрали работы современных российских художников, которые исследуют виртуальность, саму проблему ухода в мир интернета и проживания другой жизни. Сейчас многие художники размышляют над тем, что объективная реальность обесценивается и превращается побочный продукт виртуальности. Это меняет образ мыслей и действий».

 

ATARI VCS(круг)

Atari Vcs
1977 года

За игрой Air sea battle можно наблюдать бесконечно долго, по своей простоте, визуальному решению и медитативному эффекту она поспорит с работами Марка Ротко.

FAMICOM2(круг)

Nintendo Entertainment System 1983 года

Эта игровая консоль безупречна как объект промышленного дизайна — именно такую приставку придумал бы Мис ван дер Роэ.

odys(круг)

Odyssey (Magnavox и Philips)
1975 года

Odyssey напоминает аппарат переливания крови. Выполненная в стилистике прочих бытовых предметов 70-х, в наше время она смотрится как объект, достойный музейной коллекции. Если найти нужный шнур, то, возможно, будет даже работать.

ouya(круг)

Ouya
2013 года

Новейшая игровая консоль, непохожая на другие, — маленькая коробочка, разбивающая дизайнерские шаблоны, использует открытое программное обеспечение и работает на базе Android.

 

На выставке Homo Ludens можно было увидеть еще четыре экспозиции, так или иначе связанные с виртуальностью и ее осмыслением: «Яйца» Полины Канис, «Trojan.Infinity.Ok» арт-группы «ЧреВо», «Все сложно…» Ростана Тавасиева и «Пауза» Анны Парменовой.

12

Инсталляция Ростана Тавасиева «Все Сложно…» — история о жизни объектов искусства за пределами физического пространства, в социальных сетях. В инсталляции представлено семь персонажей (по числу цветов светового спектра): Конструкция Винчи, Хидден Хиккимори, Куб Зеленый, Ветерок Божественный, Полная Мысль, Там Пурпурный и Шаровая Молния.

У каждого есть страница в фейсбуке, а у некоторых — и в других социальных сетях. Там они переговариваются друг с другом, обсуждают собственные художественные достоинства и недостатки (и даже более общие темы), заводят дружбу с самыми разными людьми, интересующимися искусством. У зрителей инсталляции есть возможность взаимодействовать с ними не только в пространстве выставки, но и в виртуальной реальности — причем, в последней даже больше.

Яйца Яйца Яйца

Видеоарт петербургской художницы Полины Канис «Яйца» — чистое перформативное высказывание, когда художник берет яркий образ и переносит его на значимую социальную проблему. В данном случае — на проблему добровольной женской виктимности и природной агрессивности.

В качестве визуальной метафоры художница выбирает сюжет советской электронной игры «Ну, погоди!» — бегает вправо и влево, как Волк в «Электронике», получая невидимые бонусные очки за ловкость и скорость.

«Trojan.Infinity.Ok», арт-группа «ЧреВо»

«Trojan.Infinity.Ok», арт-группа «ЧреВо»

Мультимедийная инсталляция красноярской арт-группы «ЧреВо» представляет собой стол с ноутбком, разбросанными рядом дисками и бутылкой на столе перед окном, за которым человек вечно уходит в виртуальную даль.

В этой работе художники Роман и Руслан Чернаковы манифестируют последствия зависимости от виртуальной реальности, формируемой социальными сетями и игровыми приставками, «одомашнивание» виртуальной реальности и ее переход в статус основной.

«Пауза», Анна Парменова1-6-2 «Пауза», Анна Парменова «Пауза», Анна Парменова «Пауза», Анна Парменова «Пауза», Анна Парменова

Идея инсталляции владивостокской художницы Анны Парменовой «Пауза» пришла к ней во время занятий по лепке из пластилина с детьми. Художница сделала пиксель, элементарную частицу цифрового изображения, объектом приложения реальных усилий художника. Физическое воплощение атомов компьютерной графики складывается в долгий медитативный процесс лепки из пластилина всем известного изображения no signal, символа разрыва связи, в данном случае — связи с реальностью. Эту визуальную метафору Анна Пармёнова накладывает на образ города, условно воссоздавая его ландшафт с помощью тысяч рукотворных кубических «пауз». Панно состоит из более 14 000 элементов, а на создание его ушло более 210 часов.

  • Ulyana Klyukina

    а выcтавка еще работает?и до какого числа будет работать?)

  • Якупов Ильяс

    Снял видеоролик по этой выставке – http://www.youtube.com/watch?v=Aaq37nkXtUM
    Спасибо организаторам, было здорово:)