new-site

Вопрос умному человеку:
Как перестать откладывать
важные дела на потом?

Ищем ответы на
волнующие нас вопросы

Мы задаем очевидные и не очень вопросы умным людям, чтобы получить на них ответы. В этот раз мы решили узнать, почему мы так часто откладываем важные дела на потом и можно ли как-то бороться с этой привычкой. Отвечает старший преподаватель кафедры управления персоналом ВГУЭС Антон Новгородов.

Откладывание «на потом» —  болезнь XXI века, хотя философы задумывались об этой проблеме и раньше. В психологии это явление получило название «прокрастинация», и современный тайм-менеджмент предлагает несколько эффективных способов борьбы с ней. Но сначала рассмотрим причины.

 

Причины возникновения прокрастинации

 

Причина первая — естественная. Человек — существо биологическое, и наш основной инстинкт направлен на сохранение энергии. Поэтому, если мы себя не замотивируем, то можем провести всю жизнь на диване.

Причина вторая — мировоззренческая. Связана с отсутствием у человека понимания ценности и значимости своей роли в жизни. Если я не разобрался, что для меня важно и чего я хочу достичь, то и делать ничего не стану.

Причина третья — философская. Зависит от вашей заинтересованности в цели. Сравните, как вы готовитесь к отпуску (за полгода выбираете ласты, заказываете билеты, сравниваете отели) и к экзамену (пьете чай, гуляете с собакой, выносите мусор — лишь бы не открывать учебник).

Причина четвертая — конформистская. Когда вам, в принципе, удобно в сложившихся обстоятельствах, а повседневная деятельность требует минимальных затрат энергии, то делать что-то большее вы не захотите. Но для того, чтобы развиваться, нужно выйти из зоны комфорта и сделать что-то, не откладывая.

Причина пятая — синдром отличника. Перфекционизм тоже, оказывается, может вызывать прокрастинацию. Если вы привыкли везде быть первым и все делать блестяще, то новая задача может вызвать страх не оправдать чьих-то ожиданий, и вы будете сознательно отодвигать сроки ее решения.

Чем грозит прокрастинация?

Печальными последствиями, которые сказываются не только на психологическом, но и физическом здоровье. Если мы подготовку к экзамену откладываем, а потом в последнюю ночь с кофе и энергетиками пытаемся усвоить тонны информации, то для организма это стресс, который бьет по всем органам: сердцу, почкам и желудочно-кишечному тракту. Причем период, когда вы тянете резину, тоже не прекрасен: вы все время испытываете чувство вины и энергия тратится не на решение дел, а на бесплодные сожаления «почему же я этого не делаю». В итоге плохой сон, недоедание или переедание, и как острая форма — развитие депрессивного состояния.

Тайм-менеджмент

пути решения

 

Матрица Эйзенхауэра: важно, срочно, неважно, несрочно

Изобретение матрицы, согласно которой все дела можно поделить на четыре категории, приписывают американскому президенту и полководцу Эйзенхауэру. По его классификации дела могут быть важные и срочные; важные, но несрочные; срочные, но не важные; неважные и несрочные. Если вы страдаете прокраситнацией, то большинство дел у вас попадет в первый квадрат: важных и срочных. Если дело важное, но не срочное, нужно четко прописать сроки и этапы его решения. Если дело срочное, но неважное, его можно делегировать кому-то другому. Неважные и несрочные дела – это те самые хронофаги, которые незаметно подкрадываются и нападают вместе с прокрастинацией: телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Эти занятия не ведут к достижению цели, но забивают время, пока вы откладываете важные дела.

 

Правило лягушки: сделай неприятное сразу

Гуру тайм-менеджмента Брайан Трейси советует: если вам нужно съесть лягушку (читай: выполнить неприятное дело), не стоит долго ее разглядывать, лучше взять и съесть. И гора с плеч, и дальше можешь наслаждаться жизнью.

Правило слона: делим на части

Если вы не можете съесть слона целиком, ешьте маленькими кусочками. Если не можете написать сразу работу, пишите по абзацу.

Правило сыра: главное начать

В самом сложном и глобальном деле можно найти простые задачи и выполнить их прямо сейчас. Например, начать писать диплом, создав соответствующий документ, набрав титульный лист, написав пару фраз для введения, основной части, скопировав список литературы.

Правило 20 минут: делать сразу

Если вы можете сделать дело за 20 минут, то делайте его сразу. Если начнете откладывать, то количество времени будет пропорционально увеличиваться, пока не превратится в необъятного слона.