new-site

Прямая речь:
Дирижер Анатолий Якименко

Как студент МГУ
им. Невельского создал
духовой оркестр

Дирижеру оркестра МГУ им. Невельского Анатолию Якименко всего 26 лет, но в его послужном списке достаточно профессиональных побед. Он самостоятельно, с нуля, создал музыкальный коллектив, который с успехом выступает не только на университетских и городских мероприятиях, но и на праздниках всероссийского и мирового масштаба. О том, как вера в собственные силы помогла ему добиться поставленных целей, а оптимизм — преодолеть трудности, Анатолий рассказал «Вл3000».

О первых шагах

В девять лет я впервые попал на репетицию находкинского духового оркестра. Тогда я и подумать не мог, что свяжу свою жизнь с музыкой. Мне просто понравилось, как исполняли свои партии музыканты, и захотелось научиться играть. Дирижер взял меня в ученики, а я взял в руки духовой альт. После девятого класса поступил в находкинское музыкальное училище, где создал собственный небольшой оркестр. Но на третьем курсе обучение в Академии искусств решил завершить, так как подумал, что музыкой денег не заработаешь.

Во Владивосток я приехал в 2007 году поступать на специальность «менеджмент организации» в ДВГУ. Но узнал, что в МГУ им. Невельского есть музыкальный взвод курсантов, которые учебу совмещают с игрой на инструментах. С музыкальным образованием меня сразу зачислили в студенты морского университета.

В МГУ я начал осваивать сложную инженерную специальность, и музыка отошла на второй план: едва оставалось время репетировать с курсантами. Но через год учеба наладилась, и руководство вуза предложило мне создать музыкальный коллектив. Конечно, я согласился.

О трудностях

Мне нужно было найти музыкантов, инструменты, партитуру, помещения для занятий. На первое объявление о наборе в оркестр откликнулось восемь человек, в основном студенты-рокеры, далекие от «духовых». Старенькие инструменты и пюпитры мы взяли в музыкальном взводе. Барабаны мне нашли знакомые, так как университетские «цилиндры» представляли собой бочки без тарелок и педалей. Первую репетицию мы провели 6 октября 2008 года — теперь это день рождения нашего оркестра.

Сначала музыканты особого интереса не проявляли, на занятия ходили плохо. Но когда встал вопрос о нашем дальнейшем существовании, собрались с силами и перед руководством университета выступили хорошо. Через полгода я оформил оркестр официально, и мы стали выступать на университетских и городских мероприятиях.

О концертах и гастролях

По распоряжению ректора в 2010 году мы выступали на Филиппинах. В Маниле была невыносимая жара, музыканты нервничали, но в итоге выступили замечательно. Через несколько недель после концерта отправились в Шанхай — встречать президента Дмитрия Медведева. 

Участие в джазовом фестивале в 2010 году стало новым этапом нашей творческой деятельности. К нему мы готовились два года: музыканты много репетировали, чтобы стать настоящим коллективом. И в итоге в тот вечер мы выступили на ура. Именно после этого концерта мы стали известны во Владивостоке.

В 2011 году мы выступили в Москве, в МГУ им. Ломоносова, на открытии фестиваля науки. В том же году отыграли первый сольный концерт во Владивостоке. В 2012 году — отправились на гастроли в Южную Корею. В июне 2013 года нас снова пригласили в Москву — выступить на празднике Дня работника морского транспорта, где собралась вся морская элита. Мы заменяли именитый новороссийский оркестр.

DSC_1DSC_2DSC_3DSC01451

О репертуаре

Из эстрадно-джазового оркестра мы легко перестраиваемся в духовой: можем исполнить и гимн на плацу, и джазовые композиции в концертном зале. Каждый музыкант у нас владеет несколькими инструментами: бас-гитарист играет на большом барабане, ритм-гитарист — на тарелках, баритонист — на тромбоне. Я считаю, что мы должны быть интересны и молодым ребятам, и людям старшего поколения, поэтому играем старую и новую музыку, западную и русскую, исполняем патриотическую «Прощайте, скалистые горы» и «Hello, Dolly!».

Мы выступаем на мероприятиях разного масштаба. Порой концерт назначают настолько неожиданно, что репертуар учим на ходу, с листа, в течение нескольких репетиций. Но мои музыканты — настоящие профессионалы и привыкли работать в таком режиме.

О планах

В октябре этого года наш оркестр отметил свой первый, пятилетний, юбилей. Сейчас у нас есть свои инструменты, несколько комплектов формы, собственное помещение для репетиций и, конечно, сплоченный коллектив — в общем, все, чего не было в самом начале.
Во Владивостоке мы будем разрабатывать программу нескольких тематических вечеров, посвященных творчеству известных композиторов. В ближайшее время поедем на гастроли во Вьетнам, а в апреле — в Сочи, чтобы выступить на регате парусных судов класса «А». Мечтаем посотрудничать с известными российскими и зарубежными исполнителями и сделать собственный мюзикл.

О главных качествах дирижера

С творческими людьми работать сложно, к ним нужен особый подход, поэтому руководитель оркестра должен обладать огромным терпением. Организаторские способности тоже важны, когда нужно найти замену заболевшему музыканту, подготовить все необходимое к концерту и проконтролировать, чтобы исполнители знали свои партии. Но главное — нужно иметь свое мнение. Руководителя должны уважать и слушаться. В оркестре есть музыканты, которые намного старше меня, порой мы спорим, но последнее слово остается за мной. Я думаю, у меня все получилось, потому что я никогда не поддавался пессимизму и верил в себя.

фото: архив Анатолия Якименко, newsvl.ru